Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 3:33
Фотоальбом

В гареме чёрного визиря

Canon EOS 20D
42 50

В медине Марракеша на улице Риад-Зитун-эль-Дждид находится дворец Бахия — Palais de la Bahia
Очень значимый туристический объект. Когда мне хочется вспомнить что-то особенно прекрасное из Марокко, в памяти неизменно возникает именно Бахия. Может быть потому, что дворец — изумительный пример стиля мудехар, и не такой уж богатой на подобные архитектурные шедевры показалась мне сама страна, которой, однако, не занимать колоритности.

Дворец правильнее называть «Байя» с придыханием перед «й», но у русских глотки не приспособлены к арабскому произношению, поэтому на всех русскоязычных ресурсах значится «Бахия». Название переводят, как «дворец Красавицы», но вполне возможно перевести это, как «красочный» или просто «красивый».

Дворец начал строить для своего гарема в 1859 году великий визирь султана Марокко (Мухаммеда IV) — Си Мусса. У него было четыре жены и 24 наложницы. Сам Си Муса происходил из семьи черных рабов, которые служили при марокканском королевском дворе. Занимаемые ими посты были достаточно завидными. Так Муса был сначала хаджибом (местный аналог камергера) при Мухаммаде ибн Абд аль-Рахмане, правившем с 1859 по 1873 год. Со временем несгибаемая сила воли и немалые таланты позволили чёрному рабу стать одним из значимых людей в стране, заняв должность великого визиря.

Он начал строительство дворца в 1859 году и продолжал в 1860-х годах. Сегодня «Гранд-риад» или большой сад-риад и прилегающие к нему комнаты в северной части дворца датируются временами Си Мусы. В двух больших залах на восточной и западной сторонах сада есть надпись, датирующая их постройку 1866–1867 годами.

Затем строительство дворца продолжил уже сын Си Мусы, — Ба Ахмед ибн Муса (известный просто как Ба Ахмед). Могущественный отец помог ему сделать быструю карьеру при королевском дворе, и уже в 16 лет (в 1894 году) Ба Ахмед стал великим визирем! С 1894 по 1900 годы он постепенно расширял дворец своего отца, добавляя его отдельными частями, по мере того, как новые земли становились доступными для покупки. Весь дворец строился на одном уровне, возможно, из-за того, что собственное телосложение Ба Ахмеда, которое историки описывают, как крепкое и тучное, мешало ему подниматься и спускаться по лестнице. В итоге общие размеры строения превысили бóльшую часть целого ранее существовавшего здесь района, что привело к серьезным изменениям в планировке местных улиц.

При подобном, хаотичном строительстве дворец Бахия получился лишенным четкой планировки. В лабиринтах его помещений и внутренних двориков легко запутаться, к тому же в окончательном виде общая площадь дворца составила восемь гектаров!

В растущем дворце размещались слуги великого везиря, включая его собственных рабов, и его гарем. Но прожил Ба Ахмед совсем мало, до 22 лет. Он заболел и умер в 1900 году.
Сразу после смерти Ба Ахмеда его дворец стал королевской собственностью, и достоверно известно, что всего через несколько часов султан Абдельазиз приказал разграбить дворец в поисках ценных предметов.

Некоторое время после 1908 года дворец использовался для приема иностранных гостей, а после обретения Марокко независимости (в 1956 году) стал королевской резиденцией короля Мухаммеда V.
При короле Хасане II дворец Бахия был передан Министерству культуры Марокко, что и превратило его в одну из самых посещаемых туристических достопримечательностей Марокко.

Сегодня дворец Бахия - одна из самых посещаемых туристических достопримечательностей Марракеш.
Сегодня дворец Бахия - одна из самых посещаемых туристических достопримечательностей Марракеш.
Однако, неброские красные ворота дворца немногим наряднее, чем находящиеся напротив порталы рынка. Чтобы посетители не проскочили мимо,  у ворот прилажена большая вывеска.
Однако, неброские красные ворота дворца немногим наряднее, чем находящиеся напротив порталы рынка. Чтобы посетители не проскочили мимо, у ворот прилажена большая вывеска.
Ну, и где же сам дворец? Сразу за воротами - лишь небольшая аллея из апельсиновых деревьев, какие-то невнятные строения и больше ничего...
Ну, и где же сам дворец? Сразу за воротами - лишь небольшая аллея из апельсиновых деревьев, какие-то невнятные строения и больше ничего...
...лишь небольшая аллея из апельсиновых деревьев
...лишь небольшая аллея из апельсиновых деревьев
...какие-то невнятные строения...
...какие-то невнятные строения...
Метров через 50 взгляд упирается ещё в одни скромные воротца, но и за ними открывается совсем простое, без изысков патио.
Метров через 50 взгляд упирается ещё в одни скромные воротца, но и за ними открывается совсем простое, без изысков патио.
...совсем простое, без изысков патио.
...совсем простое, без изысков патио.
Однако, не стоит поддаваться первому, обманчивому впечатлению. Здесь налицо арабская философия, и таковы большинство людей на Востоке: экстерьер жилища их практически не заботит, а все самое прекрасное, личное, принято держать подальше от чужих глаз.
Однако, не стоит поддаваться первому, обманчивому впечатлению. Здесь налицо арабская философия, и таковы большинство людей на Востоке: экстерьер жилища их практически не заботит, а все самое прекрасное, личное, принято держать подальше от чужих глаз.
И вот мы оказываемся в первом из садов, словно внутри восточной сказки. Журчат фонтаны, зреют тропические плоды, кружевная тень деревьев колышется на узорной плитке под ногами.
И вот мы оказываемся в первом из садов, словно внутри восточной сказки. Журчат фонтаны, зреют тропические плоды, кружевная тень деревьев колышется на узорной плитке под ногами.
Шумный грязный Марракеш остаётся где-то далеко за пределами, в другом мире и другой реальности.
Шумный грязный Марракеш остаётся где-то далеко за пределами, в другом мире и другой реальности.
Благодаря хитроумному устройству жилища, ни одна женщина во дворце, кроме старшей жены, не могла ни узнать, ни проследить, какая из её товарок удостоилась чести провести ночь с визирем. 
По преданию, внутренние патио во дворце специально расположены так, чтобы наложницы не встречались, даже во время прогулок по дому.
Благодаря хитроумному устройству жилища, ни одна женщина во дворце, кроме старшей жены, не могла ни узнать, ни проследить, какая из её товарок удостоилась чести провести ночь с визирем. По преданию, внутренние патио во дворце специально расположены так, чтобы наложницы не встречались, даже во время прогулок по дому.
На Востоке говорят: «женщин в доме много, но хозяйка только одна». Старшая жена занимала лучшие покои, твёрдой рукой вела учёт - какая из женщин гарема, когда и как часто может войти ночью на мужскую половину, дабы ублажить визиря...
На Востоке говорят: «женщин в доме много, но хозяйка только одна». Старшая жена занимала лучшие покои, твёрдой рукой вела учёт - какая из женщин гарема, когда и как часто может войти ночью на мужскую половину, дабы ублажить визиря...
У них были свои правила и своя иерархия, в которую нам, людям другого времени и мировоззрения, довольно сложно вникнуть. Интереснее просто смотреть и восхищаться непревзойденной роскошью интерьеров.
У них были свои правила и своя иерархия, в которую нам, людям другого времени и мировоззрения, довольно сложно вникнуть. Интереснее просто смотреть и восхищаться непревзойденной роскошью интерьеров.
В изысканные орнаменты, вырезанные по камню, вплетена арабская вязь - цитаты мудрых изречений.
В изысканные орнаменты, вырезанные по камню, вплетена арабская вязь - цитаты мудрых изречений.
Особая цветная плитка на полах выполнена вручную в технике зеллидж
Особая цветная плитка на полах выполнена вручную в технике зеллидж
Мягкий радужный свет льётся из витражей...
Мягкий радужный свет льётся из витражей...
Для отделки покоев Си Мусса пригласил тысячу мастеров из Феса. Они декорировали 150 комнат, а на окнах в покоях главной жены установили цветные витражи.
Для отделки покоев Си Мусса пригласил тысячу мастеров из Феса. Они декорировали 150 комнат, а на окнах в покоях главной жены установили цветные витражи.
В утреннее время во Дворце Бахия 
можно наблюдать, как играют блики цвета и света от виражей на стенах и полах.
В утреннее время во Дворце Бахия можно наблюдать, как играют блики цвета и света от виражей на стенах и полах.
Уверена, что каждый, кто успел оставить частичку своего сердца в гранадской Альгамбре или севильском Алькасаре, испытает, прохаживаясь по дворцу Бахия, радостный трепет узнавания.
Уверена, что каждый, кто успел оставить частичку своего сердца в гранадской Альгамбре или севильском Алькасаре, испытает, прохаживаясь по дворцу Бахия, радостный трепет узнавания.
Кажется, вот теперь, сейчас, мы пришли туда, где все начиналось, прикоснулись к истокам стиля мудехар, к пониманию восточной красоты. Но это вовсе не так!
Кажется, вот теперь, сейчас, мы пришли туда, где все начиналось, прикоснулись к истокам стиля мудехар, к пониманию восточной красоты. Но это вовсе не так!
Дворец Бахия моложе своих андалузских прототипов на несколько столетий. Сын Си Муссы, Бу Ахмед, ставший после смерти своего отца великим визирем султана Абд аль-Азиза IV, провёл ещё один этап строительства дворца. Завершен он был 1900 году. 
Находясь внутри Бахия, эту информацию очень сложно воспринять. Обстановка сбивает с толку, и ты остаёшься в уверенности, что объект очень древний.
Дворец Бахия моложе своих андалузских прототипов на несколько столетий. Сын Си Муссы, Бу Ахмед, ставший после смерти своего отца великим визирем султана Абд аль-Азиза IV, провёл ещё один этап строительства дворца. Завершен он был 1900 году. Находясь внутри Бахия, эту информацию очень сложно воспринять. Обстановка сбивает с толку, и ты остаёшься в уверенности, что объект очень древний.
Мне кажется, я знаю почему. Арабы раньше других достигли совершенства в архитектуре. В 10-12 веках, когда остальная Европа умела возводить лишь толстостенные донжоны да храмы в грубоватом романском стиле, на Пиринейском полуострове, который находился под властью халифата, уже знали толк в роскоши.
Мне кажется, я знаю почему. Арабы раньше других достигли совершенства в архитектуре. В 10-12 веках, когда остальная Европа умела возводить лишь толстостенные донжоны да храмы в грубоватом романском стиле, на Пиринейском полуострове, который находился под властью халифата, уже знали толк в роскоши.
Арабские мастера уже в раннем средневековье умели выполнять тончайшие работы по камню, создавая сложные геометрические, растительные и каллиграфические узоры.
Арабские мастера уже в раннем средневековье умели выполнять тончайшие работы по камню, создавая сложные геометрические, растительные и каллиграфические узоры.
Пока средневековые рыцари бряцали латами в своих каменных, лишенных уюта замках-крепостях, в восточных дворцах расцветали сады, журчали фонтаны, а лестницы, переходы и внутренние дворики украшали разноцветные керамические мозаики.
Но мусульмане остановились на достигнутом, решив, очевидно, что лучшее - враг хорошего. Европа же продолжила развиваться. Совершенствовалась архитектура, менялась мода, рождались все новые шедевры. 
Сейчас по стилю - романскому или готическому, барокко или модерн - мы можем примерно определить век постройки того или иного здания. А здесь всё «застыло». Дворец Бахия мог бы быть создан и 200, и 300, и 500 лет назад - и выглядел бы точно так же! Оттого и не укладывается в голове эта цифра - 1900 год.
Пока средневековые рыцари бряцали латами в своих каменных, лишенных уюта замках-крепостях, в восточных дворцах расцветали сады, журчали фонтаны, а лестницы, переходы и внутренние дворики украшали разноцветные керамические мозаики. Но мусульмане остановились на достигнутом, решив, очевидно, что лучшее - враг хорошего. Европа же продолжила развиваться. Совершенствовалась архитектура, менялась мода, рождались все новые шедевры. Сейчас по стилю - романскому или готическому, барокко или модерн - мы можем примерно определить век постройки того или иного здания. А здесь всё «застыло». Дворец Бахия мог бы быть создан и 200, и 300, и 500 лет назад - и выглядел бы точно так же! Оттого и не укладывается в голове эта цифра - 1900 год.
Все выше сказанное ничуть не умаляет ни исторической ценности дворца, ни эстетического удовольствия от его посещения. Бахия так прекрасен, что в своё время вызвал зависть самого султана, которого вообще сильно раздражал слишком молодой, могущественный и слишком богатый визирь Бу Ахмед.
Все выше сказанное ничуть не умаляет ни исторической ценности дворца, ни эстетического удовольствия от его посещения. Бахия так прекрасен, что в своё время вызвал зависть самого султана, которого вообще сильно раздражал слишком молодой, могущественный и слишком богатый визирь Бу Ахмед.
Сразу после смерти Бу Ахмеда в 1900 году, султан отдал его дворец на разграбление. И это, пожалуй, самое обидное обстоятельство для современного туриста. Ведь мы, закрыв глаза, без труда можем представить себе обстановку европейского дворца. Поскольку каждый хотя бы раз, да видел все эти стулья на изогнутых ножках, хрустальные люстры, гобелены и портреты предков на стенах. А вот картинка восточной обстановки в воображении почти не складывается.
Сразу после смерти Бу Ахмеда в 1900 году, султан отдал его дворец на разграбление. И это, пожалуй, самое обидное обстоятельство для современного туриста. Ведь мы, закрыв глаза, без труда можем представить себе обстановку европейского дворца. Поскольку каждый хотя бы раз, да видел все эти стулья на изогнутых ножках, хрустальные люстры, гобелены и портреты предков на стенах. А вот картинка восточной обстановки в воображении почти не складывается.
Пушистые персидские ковры, шелковые подушки, серебряные чайники с раздутыми, украшенными чеканкой боками и длинными носиками, низкие круглые столики с мозаичными столешницами, ажурная перфорация круглых позолоченных светильников... Нагулявшись по базару в Марракеше, я уже вполне представляю себе многие вещи, но совершенно разрозненно. Вот если бы увидеть, в каком сочетании, по каким критериям их на самом деле расставляли в покоях восточных владык! Но нам остаётся радоваться тому, что доступно. Если бы не французский маршал Лиоте (Louis Hubert Gonzalve Lyautey), до нашего времени могло не дожить не только убранство, а и само здание дворца Бахия.
Пушистые персидские ковры, шелковые подушки, серебряные чайники с раздутыми, украшенными чеканкой боками и длинными носиками, низкие круглые столики с мозаичными столешницами, ажурная перфорация круглых позолоченных светильников... Нагулявшись по базару в Марракеше, я уже вполне представляю себе многие вещи, но совершенно разрозненно. Вот если бы увидеть, в каком сочетании, по каким критериям их на самом деле расставляли в покоях восточных владык! Но нам остаётся радоваться тому, что доступно. Если бы не французский маршал Лиоте (Louis Hubert Gonzalve Lyautey), до нашего времени могло не дожить не только убранство, а и само здание дворца Бахия.
В 1912 году, после подписания Фесского договора, сделавшего Марокко французским протекторатом, маршал Лиоте принял командование над французскими войсками в Марокко. Достаточно уважительно относясь к местным традициям, Лиоте ратовал за сохранение памятников традиционной марокканской архитектуры. В Марракеше именно он восстановил дворец Бахия и сделал затем своей резиденцией.
Сейчас посетителей пускают только на первые этажи, верхние к осмотру недоступны, но площади объекта велики, и впечатлений всё равно получается набрать с избытком.
В 1912 году, после подписания Фесского договора, сделавшего Марокко французским протекторатом, маршал Лиоте принял командование над французскими войсками в Марокко. Достаточно уважительно относясь к местным традициям, Лиоте ратовал за сохранение памятников традиционной марокканской архитектуры. В Марракеше именно он восстановил дворец Бахия и сделал затем своей резиденцией. Сейчас посетителей пускают только на первые этажи, верхние к осмотру недоступны, но площади объекта велики, и впечатлений всё равно получается набрать с избытком.
Новая часть дворца, построенная между 1894-1900 годами, несколько отличается от прочих. Красота и размеры двора, мощенного мрамором, просто поражают.
Для его отделки Бу Ахмед покупал лучшие материалы, работать приглашал самых искусных мастеров из Феса. Здесь каждая мраморная плита имеет тончайшие границы зеллидж, а галерея, окружающая двор по всему периметру, состоит из легких, сетчатых арок голубого и желтого цвета. Последний штрих - зелёная черепица крыши.
Новая часть дворца, построенная между 1894-1900 годами, несколько отличается от прочих. Красота и размеры двора, мощенного мрамором, просто поражают. Для его отделки Бу Ахмед покупал лучшие материалы, работать приглашал самых искусных мастеров из Феса. Здесь каждая мраморная плита имеет тончайшие границы зеллидж, а галерея, окружающая двор по всему периметру, состоит из легких, сетчатых арок голубого и желтого цвета. Последний штрих - зелёная черепица крыши.
В солнечный день на фоне голубого неба этот просторный внутренний двор весь сияет, восхищая гармонией цвета, и полностью оправдывая своё название - Красочный дворец!
В солнечный день на фоне голубого неба этот просторный внутренний двор весь сияет, восхищая гармонией цвета, и полностью оправдывая своё название - Красочный дворец!

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому