Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 18:48

Он возвышается, как остров над «морем» большого города. Он похож на белую вершину горы. Его формы причудливо и плавно изогнуты, словно над ними долго работали ветер и вода. А внутри него хранятся настоящие сокровища, представленные широко, зрелищно и познавательно.

Любителям истории и классики, или, наоборот, самых современных достижений и необычных экспозиций — вход настоятельно рекомендуется!

Находясь в Баку, невозможно обойти вниманием Культурный центр Гейдара Алиева или, по крайней мере, не восхититься невероятными формами постмодернистского дворца, в котором он размещается. Центр проектировала талантливейшая женщина-архитектор современности — Заха Хадид. В 2014 году Лондонский музей дизайна признал её бакинское творение «Проектом года», что является одной из самых престижных архитектурных наград.

Разумеется, меня очень интересовала и архитектура Центра, и его внутренний дизайн. Однако, положа руку на сердце, этим поначалу весь интерес и исчерпывался. В заблуждение вводило название, которое, вроде, явно указывало на то, что в Центре основное внимание будет уделено жизни и политической деятельности самого Гейдара Алиева. А это не слишком увлекало.
На деле, экспозиции оказались настолько хороши, что предложи мне кто посетить любую, в качестве, например, отдельной выездной выставки, и я понеслась бы смотреть, не раздумывая! Чего стоили только залы с красочными картинами-граффити и коллекция авторских кукол!

Помимо этого в Культурном центре Гейдара Алиева разместились прекрасная экспозиция ковров, богатая выставка музыкальных инструментов, огромный зал с миниатюрными копиями самых знаменитых зданий Азербайджана и много чего ещё.

Если добавить к вышеперечисленному удовольствие от нахождения в продуманных и прекрасно оформленных пространствах Центра, виды, которые открываются через широкие панорамные окна и кофе… то можно провести здесь почти весь день, даже не заметив.

Про кофе я упоминаю не просто так — нормального кофе в Азербайджане, как говорится, днём с огнём. Чай вот замечательный, а про утренний (и вообще любой) кофе можно забыть, даже проживая в звездистых отелях. Фактически, зона отдыха в центре Гейдара Алиева оказалась единственным местом, где мы, наконец, смогли заказать напиток, по которому за время путешествия по стране изрядно соскучились.

«Лучшее здание в мире»  - подарок Баку от маэстро постмодернизма
«Лучшее здание в мире» - подарок Баку от маэстро постмодернизма
Заха Хадид предложила неожиданную трактовку принципов, исторически закрепившихся в исламской архитектуре. Так, например, традиционная текучесть форм здесь применена в фантастических масштабах! На архитектурный облик Heydar Aliyev Center повлиял также и рельеф холма, на котором он возводился. Участок, отведенный под строительство, был разделен отвесным склоном. В результате, здание доминирует над местностью, как мавзолей на высоком кургане
Очень многие люди и даже некоторые гиды уверены, что форма здания имитирует подпись Гейдара Алиева. На самом деле Заха Хадид взяла за прообраз элементы арабской каллиграфии.
Очень многие люди и даже некоторые гиды уверены, что форма здания имитирует подпись Гейдара Алиева. На самом деле Заха Хадид взяла за прообраз элементы арабской каллиграфии.
Чем выше поднимаешься по склону холма ко входу в Центр, по широким белым лестницам, тем обширнее открываются панорамы на окружающие районы современного города. 
Чем выше поднимаешься по склону холма ко входу в Центр, по широким белым лестницам, тем обширнее открываются панорамы на окружающие районы современного города. 
Подъёмы чередуются просторными площадками, ограниченными фонтанами в виде водопадов, стекающих по вертикальным стенам в широкие чаши бассейнов. 
Подъёмы чередуются просторными площадками, ограниченными фонтанами в виде водопадов, стекающих по вертикальным стенам в широкие чаши бассейнов. 
Белый цвет панелей, которыми облицовано здание,  символизирует светлое будущее . Благодаря белизне солнечные лучи подчеркивают необычные формы строения. Формы облицовки напоминают набегающие друга на друга волны, причем внешний вид меняется с течением времени суток и изменением естественного освещения.
Белый цвет панелей, которыми облицовано здание, символизирует светлое будущее . Благодаря белизне солнечные лучи подчеркивают необычные формы строения. Формы облицовки напоминают набегающие друга на друга волны, причем внешний вид меняется с течением времени суток и изменением естественного освещения.
Пластика, текучесть и мягкий свет царят  также и во всех внутренних музейных пространствах
Пластика, текучесть и мягкий свет царят также и во всех внутренних музейных пространствах
Заха Хадид применила свойственную исламской архитектуре текучесть форм и взяла за прообраз элементы арабской каллиграфии
Заха Хадид применила свойственную исламской архитектуре текучесть форм и взяла за прообраз элементы арабской каллиграфии
Волнообразные плавные конструкции в светлых тонах призваны выражать оптимистический взгляд в будущее, перманентность и бесконечность.
Волнообразные плавные конструкции в светлых тонах призваны выражать оптимистический взгляд в будущее, перманентность и бесконечность.
Лестничные переходы между этажами фантастические!
Лестничные переходы между этажами фантастические!
Панорамные окна
Панорамные окна
«Воссоздание бытия»
«Воссоздание бытия»
В холле Центра привлекают внимание большие и весьма необычные скульптуры ангелов. Я сочла это за часть интерьера, но как выяснилось, скульптуры составляют экспозицию работ мексиканского художника и скульптора Хорхе Марина под названием «Воссоздание бытия».
«Воссоздание бытия»
«Воссоздание бытия»
«Человек - встреча земли и неба, тела и души, как извечная мечта – летать, парить, чувствовать свободу полета» - так Хорхе Марин описывает концепцию своих бронзовых скульптур.
«Воссоздание бытия»
«Воссоздание бытия»
«Какой прок в крыльях, если вы не чувствуете дуновения ветра на своем лице?» - в любой динамической ситуации единственное равновесие для человека заключается в его внутреннем «я».
В просторном нижнем этаже (или назвать всё это пространство холлом?) находятся еще несколько ярких арт-объектов. Большинство из них остались в Центре по завершении тех или иных временных выставок современного искусства.
Например вот это - не просто ковёр, а инсталляция, которая наглядно показывает, какое количество нитей используется при  изготовлении азербайджанского ковра.
В просторном нижнем этаже (или назвать всё это пространство холлом?) находятся еще несколько ярких арт-объектов. Большинство из них остались в Центре по завершении тех или иных временных выставок современного искусства. Например вот это - не просто ковёр, а инсталляция, которая наглядно показывает, какое количество нитей используется при изготовлении азербайджанского ковра.
Очень необычная работа из тысяч алых шелковых нитей обладает множественной символикой.
1.Это и Шелковый путь, который, как известно, проходил не единой тропой, а самыми разными дорогами, общим было лишь направление.  
2.Это Азербайджан, карта которого отображается зеркально и внизу, и сверху.
3.Это кровные узы, как связанные жизненные пути многих людей.
4.Знак бесконечности
Очень необычная работа из тысяч алых шелковых нитей обладает множественной символикой. 1.Это и Шелковый путь, который, как известно, проходил не единой тропой, а самыми разными дорогами, общим было лишь направление. 2.Это Азербайджан, карта которого отображается зеркально и внизу, и сверху. 3.Это кровные узы, как связанные жизненные пути многих людей. 4.Знак бесконечности
«Памяти Гейдара Алиева»
«Памяти Гейдара Алиева»
Эта инсталляция осталась после завершения персональной выставки известного турецкого художника Ахмета Гюнештекина, проходившей в  Центре Гейдара Алиева в 2019 году.  «Я посвятил это произведение великому лидеру азербайджанского народа Гейдару Алиеву как дань его памяти. Этой своей работой я постарался отобразить историю Азербайджана и личность Гейдара Алиева».
«Памяти Гейдара Алиева»
«Памяти Гейдара Алиева»
Большое око или цветной вихрь, кому как видится, символизирует Гейдара Алиева. Необычный арт-объект создан из разноцветных пластин с различными датами, которые соответствуют важным вехам в жизни третьего Президента Азербайджана. 
В просторном холле Центра представлены также автомобили, находившиеся в служебном пользовании Гейдара Алиева в период его руководства Азербайджаном - с 1969 по 2003 год. Среди них "Чайка", "ЗИЛ-41047" и 2 бронированных "Мерседеса".
В просторном холле Центра представлены также автомобили, находившиеся в служебном пользовании Гейдара Алиева в период его руководства Азербайджаном - с 1969 по 2003 год. Среди них "Чайка", "ЗИЛ-41047" и 2 бронированных "Мерседеса".
Автомобили, находившиеся в служебном пользовании Гейдара Алиева в период его руководства Азербайджаном
Автомобили, находившиеся в служебном пользовании Гейдара Алиева в период его руководства Азербайджаном
 «Шедевры Азербайджана»
 «Шедевры Азербайджана»
Весь первый этаж занимает выставочный зал, в котором представлены экспонаты, посвящённые истории и культурному наследию страны.
 «Шедевры Азербайджана»
 «Шедевры Азербайджана»
Историческая экспозиция включает рисунки из Гобустана, образцы медной посуды, монеты, ювелирные и глиняные изделия эпохи средневековья, старинные издания Корана.
 «Шедевры Азербайджана»
 «Шедевры Азербайджана»
Ювелирные традиции в Баку, в частности, и в Азербайджане вообще очень древние. На территории страны археологи находили украшения, датируемые 11 веком, которые и сегодня поражают своим мастерством ценителей, знатоков и историков.
Женщины в Азербайджане носили украшения с самого детства, меняя их с возрастом. По украшениям можно было понять не только социальный статус женщины, но и кто перед тобой: невеста, к примеру, или замужняя дама. 
Женщины в Азербайджане носили украшения с самого детства, меняя их с возрастом. По украшениям можно было понять не только социальный статус женщины, но и кто перед тобой: невеста, к примеру, или замужняя дама. 
Ювелирные традиции в Азербайджане очень древние. На территории страны археологи находили украшения, датируемые 11 веком, которые и сегодня поражают своим мастерством ценителей, знатоков и историков.
Ювелирные традиции в Азербайджане очень древние. На территории страны археологи находили украшения, датируемые 11 веком, которые и сегодня поражают своим мастерством ценителей, знатоков и историков.
Образцы азербайджанского ремесла
Образцы азербайджанского ремесла
Воины востока издревле носили на головах медные шлемы традиционной формы. Во время долгих походов такие шлемы могли, при необходимости, служить также котелками для приготовления пищи или крышками (по типу марокканских тажинов) Позднее некоторые восточные народы стали дополнять традиционный шлем рогами
Образцы азербайджанского ремесла
Образцы азербайджанского ремесла
Оружие
Половники? Сомневаюсь насчёт удобства в использовании, но резные ручки - прелесть просто
Половники? Сомневаюсь насчёт удобства в использовании, но резные ручки - прелесть просто
Образцы азербайджанского ремесла
Образцы азербайджанского ремесла
Афта́фа или афта́ба — кувшин для воды с длинным конусообразным носиком и ручкой. Использовался мусульманами для омовения.
Выставка «Музыкальные инструменты: единство и разнообразие»
Выставка «Музыкальные инструменты: единство и разнообразие»
Это демонстрация музыкальных инструментов, относящихся к азербайджанской культуре и к восточной культуре в целом.
«Музыкальные инструменты: единство и разнообразие»
«Музыкальные инструменты: единство и разнообразие»
Возле некоторых музыкальных инструментов имеется интерактивная зона. Вставая на круглую подставку-коврик возле выбранного инструмента, посетители могут услышать его звучание через расположенный над головой специальный плафон.
«Музыкальные инструменты: единство и разнообразие»
«Музыкальные инструменты: единство и разнообразие»
На выставке уникальных музыкальных инструментов народов мира экспонируются около 200 музыкальных инструментов из 31 страны
«Музыкальные инструменты: единство и разнообразие»
«Музыкальные инструменты: единство и разнообразие»
Ганун или Кану́н — струнный щипковый музыкальный инструмент с трапециевидным корпусом. Получил распространение в арабских странах - на территории Магриба, а также в Иране, Армении, Азербайджане и Средней Азии.
«Музыкальные инструменты: единство и разнообразие»
«Музыкальные инструменты: единство и разнообразие»
Среди уникальных экспонатов экспозиции кяманча, инкрустированная золотом, бриллиантами и перламутром, на которой изображены сценки из «Хамсе» Низами Гянджеви. Старинный азербайджанский струнно-смычковый музыкальный инструмент кяманча обладает необыкновенно нежным, мягким и пленительным звучанием
«Музыкальные инструменты: единство и разнообразие»
«Музыкальные инструменты: единство и разнообразие»
Звучащий кусок камня - музыкальный инструмент, изготовленный народным артистом Натиком Шириновым в 2006 году на основе ударного инструмента, существовавшего в Азербайджане в 5 тысячелетии до н.э.
«Шедевры Азербайджана» Экспозиция национальных костюмов
«Шедевры Азербайджана» Экспозиция национальных костюмов
Азербайджанский культурный центр имени Гейдара Алиева придает особое значение популяризации и демонстрации национальных костюмов.
Экспозиция национальных костюмов
Экспозиция национальных костюмов
На манекенах демонстрируются традиционные азербайджанские национальные костюмы. У женщин это короткая рубашка, архалук (кофта с вырезом на груди), широкие шальвары, головной платок, чадра и туфли. У мужчин – рубаха, архалук, пояс, чуха (длинная верхняя одежда со сборками у талии), папаха, шальвары и туфли. 
Экспозиция национальных костюмов
Экспозиция национальных костюмов
Национальные костюмы разделены по регионам, ведь в каждом из них одежда отличалась. Представлены примеры региональных костюмов из Иревана, Гянджи, Карабаха, Шеки, Ширвана и др.  Женская одежда сшита, в основном, из шелка и бархата, а мужская - в большинстве случаев из сукна и домашней кашемировой ткани.
Экспозиция национальных костюмов
Экспозиция национальных костюмов
Обитатели Азербайджана издревле овладели изготовлением качественных натуральных тканей и шили себе выходную одежду из парчи и шелка
Экспозиция национальных костюмов
Экспозиция национальных костюмов
Национальные костюмы больше, чем все другие элементы материальной культуры, отражают национальные особенности народа и принадлежат к числу стабильных этнических признаков.
«Шедевры Азербайджана» - национальные костюмы
«Шедевры Азербайджана» - национальные костюмы
Фрагмент ручной вышивки на платье и обуви
«Азербайджанские ковры»
«Азербайджанские ковры»
Ковроткачество является одним из наиболее древних и значимых видов азербайджанского народно-прикладного искусства, традиции и секреты которого бережно хранились и передавались из поколения в поколение. В 2011 году Фонд Гейдара Алиева издал коллекцию «Азербайджанские ковры», посвященную ковровому искусству Азербайджана.
«Азербайджанские ковры»
«Азербайджанские ковры»
Окрашенные натуральными красителями, сотканные из шелка и шерсти, ковры имеют до 170 цветов и оттенков.  Чтобы получить различные цветовые оттенки, ткачи создавали новую нить из нескольких цветов, распуская тонкие, как волосы, шелковые нити. 
«Азербайджанские ковры»
«Азербайджанские ковры»
Неисчерпаемое сплетение узоров, полет творческой фантазии и высокое мастерство - вот что такое азербайджанский ковер. 
Ковер «Лейли и Меджнун»
Ковер «Лейли и Меджнун»
Автор: Эльдар Микаилзаде( Азербайджан. 2014). Эльдар Микаилзаде – художник по ковру, член Союза художников Азербайджана и Союза художников Российской Федерации, член Ученого совета и фондово-закупочной комиссии Азербайджанского национального музея ковра, народный художник Азербайджана. Он родился в 1956 году в Баку. На ковре изображены основные моменты сюжета поэмы «Лейли и Меджнун» 
«Мини-Азербайджан»
«Мини-Азербайджан»
Выставочный зал «Мини-Азербайджан» на втором этаже Центра представляет макеты около 45 исторических и архитектурных зданий Азербайджана, расположенных как в Баку, так и в других районах страны.  На фото - Азербайджанская государственная филармония имени Муслима Магомаева. Здание построено в 1912 году, на территории губернаторского сада, где также и весь окружающий архитектурный пейзаж сложился в начале 20 века. Архитектурный проект вдохновлён зданием филармонии на Лазурном берегу в Монте Карло.
«Мини-Азербайджан»
«Мини-Азербайджан»
Макет Центра Гейдара Алиева. Раньше на  территории, прилегающей к центру, была промзона. Создатели центра хорошо продумали новый дизайн «на подходе» к зданию
Макет Центра Гейдара Алиева
Макет Центра Гейдара Алиева
«Это упоительно красивое здание блестящего архитектора на пике карьеры. Оно так же невинно и сексуально, как приподнятая ветром юбка Мэрилин Монро» (Пирс Гог)
Port Baku residence
Port Baku residence
Порт Баку резиденс — комплекс высотных жилых зданий в Баку. По соседству находится до сих пор строящийся небоскребный комплекс на самом берегу Каспийского моря «Кресент бэй» 
Flame Towers
Flame Towers
«Пламенные башни» — знаменитые небоскрёбы, расположенные в Баку, напоминающие своим внешним видом три языка пламени. Поверхность зданий  полностью покрыта LED-экранами, на которых в темное время суток отображается движение огня. Визуально создаётся эффект исполинских факелов, видимых с самых дальних точек города.
Bilgah Beach Hotel
Bilgah Beach Hotel
Отель Бильгях в Баку, один из самых богатых и красивых отелей города, с частным пляжем на берегу Каспийского моря и аквапарком. Построен в 2012 году.
Макет Международного аэропорта «Гейдар Алиев»
Макет Международного аэропорта «Гейдар Алиев»
Терминал 1 был сдан в эксплуатацию в апреле 2014 года. В 2018 году аэропорт в Баку признан лучшим аэропортом СНГ по версии Skytrax World Airport Awards и удостоен 5 звёзд Skytrax
Бакинский железнодорожный вокзал
Бакинский железнодорожный вокзал
Великолепное здание 19 века построено в мавританском стиле. Изначально вокзал назывался Тифлисским, т.к. был построен к открытию Баку-Тифлисской железной дороги.
Дворец бракосочетаний
Дворец бракосочетаний
Дворец бракосочетаний расположился во дворце нефтепромышленника Муртузы Мухтарова, построенного им в 1911-12 г.г. для любимой жены. Дворец построен в готическом стиле, проект вдохновлён архитектурой Венеции.
Международный центр мугама
Международный центр мугама
Музыкальный центр открыт в 2008 году, на Приморском бульваре в городе Баку.  В том же 2008 году мугам - вокально-инструментальный жанр азербайджанского искусства - был внесён в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Дом правительства Азербайджана
Дом правительства Азербайджана
Архитекторами здания, построенного на проспекте Нефтянников в 1936-1952 годах, стали Руднев и Мунц, победившие в закрытом конкурсе на проектирование Дома правительства в Баку.  Первоначально здание было выдержано в стиле барокко, а после принятия закона о национальных особенностях во внешнем виде для всех строящихся объектов (от 1931 г.), фасад Дома правительства был дополнен арками.
«Baku Crystal Hall»
«Baku Crystal Hall»
«Бакинский кристальный зал» - спортивно-концертный комплекс, предназначенный для проведения международных культурно-массовых мероприятий. Строительство «Baku Crystal Hall» было завершено в апреле 2012 года.  Дизайн проекта швейцарский.
Музей азербайджанской литературы им. Низами Гянджеви
Музей азербайджанской литературы им. Низами Гянджеви
Здание было построено в 60-х годах 19 века, изначально предназначалось под гостиницу.  В 1920—30-х годах в здании размещался Совет профсоюзов Азербайджана. На фасаде здания по оси арок установлены статуи выдающихся поэтов и писателей Азербайджана.
Макет Джума-мечети в городе Шамахы
Макет Джума-мечети в городе Шамахы
Древнейшая и крупнейшая в Азербайджане шамахинская Джума-мечеть по преданию была основана в 8 веке, когда город Шамахы был выбран в качестве резиденции арабским халифом. Шамахинскую Пятничную мечеть считают одной из самых ранних мечетей в Закавказье. По своей архитектурной композиции она почти не имеет аналогов в Азербайджане.
«Гейдар Алиев»
«Гейдар Алиев»
Эта экспозиция музея – пример удивительного дизайна в сочетании с высокими технологиями. Залы оформлены мини-планшетами, которые снабжены датчиками движения. При перемещении вдоль этой электронной галереи значимые даты сменяются фотографиями соответствующего периода.
«Гейдар Алиев»
«Гейдар Алиев»
Во времена правления Алиева в стране установилась внутриполитическая стабильность. Президент уберегал страну от гражданской войны, мятежей и бунтов, боролся с коррупцией. За этот период сформировался определённый культ личности Гейдара Алиева, который сохранился и даже возрос после его смерти в 2003 году, когда Президентом Азербайджана стал сын Гейдара – Ильхам Алиев. 
«Гейдар Алиев»
«Гейдар Алиев»
Сведения, предоставляемые экспозицией, затрагивают важные события, которые происходили в Азербайджане в сфере экономики, спорта и культуры в разные годы правления Алиева, его встречи с деятелями искусства и лидерами других стран. 
Культурный центр Гейдара Алиева
Культурный центр Гейдара Алиева
Зона отдыха и кафе - образец стильности

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому