Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 23:43
Фотоальбом

Каждый день прибавляет народ по стежку, Украшая ковёр, на котором — Баку

iPhone 11
45 45

Азербайджанский национальный музей ковра

Искусство ковроткачества — одна из ветвей прикладного искусства Азербайджана — занимает прочное место, как в народном быту, так и в истории национальной культуры. Согласно археологическим материалам и письменным источникам, ковроделием в Азербайджане занимались еще в бронзовом веке, а это 2-е столетие до н. э.
Развиваясь на протяжении многих веков, ковровое искусство Азербайджана достигло высокой степени художественности и филигранности техники. Изделия отличает разнообразие узоров и цветовых решений, а также качество безворсной и ворсистой выделки.

Первая музейная коллекция азербайджанских ковров была создана в 1967 году, а в 1972-ом в здании Джума-мечети, расположенной в Ичеришехер (старом городе), был открыт единственный в мире, на тот момент, специализированный музей ковра.

В 2014 году на обновленном Приморском бульваре появилось здание, специально построенное для Азербайджанского музея ковра, по заказу национального лидера Азербайджана Гейдара Алиева.
Все, кто бывал в Баку и прогуливался по набережной, наверняка запомнили это здание, повторяющее своей формой свернутый ковер. Разве можно придумать что-либо более подходящее для музея, посвященного национальному искусству ковроткачества?

Проект, созданный австрийским архитектором Францем Янсом, вошёл в список лучших 25 музейных зданий столетия (согласно отбору, проведенному изданием ARTnews).

Пропустить подобный архитектурный образец я попросту не могла. На такие необычные здания у меня всегда срабатывает, почти рефлекторно, всплеск интереса: «А как там всё устроено внутри?»

Тем не менее, прошло несколько дней, пока я облизывалась на Музей ковра издалека — времени на посещение никак не находилось… Но одно я знала точно — не побывав в этом музее, из Баку не уеду)

При входе на первый этаж оказалось, что его планировка с большим вестибюлем выглядит стандартно, что и не удивительно — снаружи этот этаж тоже всего лишь «подставка», на которой лежит «ковер».

Зато в первом этаже нашлось нечто, что нас с подругой, как израильтянок, не могло не заинтересовать. Ровно перед нашим приездом, в марте 2022 года в Музее ковра открылась персональная выставка израильского художника родом из Баку (горско-еврейского происхождения) Рами Меира. Открылась всего на месяц! Я очень рада, что повезло её застать.

Проект, созданный австрийским архитектором Францем Янсом, вошёл в список лучших 25 музейных зданий столетия
Проект, созданный австрийским архитектором Францем Янсом, вошёл в список лучших 25 музейных зданий столетия
Приморский бульвар: вид на парк, торговый центр и музей ковра
Приморский бульвар: вид на парк, торговый центр и музей ковра
На выставке под названием «История одного народа – для всего мира» были представлены более тридцати  работ Рами Меира из серии «Горские евреи». Картины были объединены одной темой – историей, культурой, традициями и обычаями горских евреев. 

Художник переехал в Израиль из Баку в 1990 году. Однако, многие из представленных на выставке работ были созданы им ещё на родине.
На выставке под названием «История одного народа – для всего мира» были представлены более тридцати работ Рами Меира из серии «Горские евреи». Картины были объединены одной темой – историей, культурой, традициями и обычаями горских евреев. Художник переехал в Израиль из Баку в 1990 году. Однако, многие из представленных на выставке работ были созданы им ещё на родине.
Рами Меир. Моя гордость, 2017
Рами Меир. Моя гордость, 2017
Работа выполнена по архивной фотографии семьи художника, сделанной в 1928 году, когда вся семья жила в Баку. Рами Меир ставил перед собой задачу создать достоверные, документальные образы своего народа, изучая образы для своих картин по книгам, дореволюционным открыткам, старым газетам и архивным документам.
Старинная синагога в Губе, 2017
Старинная синагога в Губе, 2017
Первая синагога, построенная в Красной слободе горскими евреями. На её месте сегодня стоит Дворец бракосочетаний. На картине - суббота, праздничный день люди идут в синагогу
Торговцы яблоками, 2017
Торговцы яблоками, 2017
Рами Меир вдохновлялся сюжетами и сценками конца 19 – начала 20 века, а детали – черты лиц, одежду, украшения, оружие, предметы интерьера – почти документально воспроизводил со старинных открыток и фото.
Младшая дочь, 2016
Младшая дочь, 2016
Нарядить каждую дочь было важной обязанностью главы семьи. В зависимости от достатка, на пошив одежды использовали домотканую бязь, тонкий местный шёлк, у богатых - французский батист, иракский муслин и кисею...
В лавке портного, 2018
В лавке портного, 2018
В те времена, о которых рассказывает Рами Меир, горские евреи жили земледелием, тяжелым трудом, ремеслами и верой. Исторически в Красной Слободе не было иерархии, не было знати. По картинам потомки могут составить представление о жизни ушедших поколений.
Кавказский танец с кинжалами, 2017
Кавказский танец с кинжалами, 2017
Теперь о музее и экспозициях. Прежде всего, здесь можно понаблюдать за работой нескольких мастериц, сидящих на разных этажах. В музее также работает учебный центр, в котором рассказывают об истории ковра и особенностях народно-прикладного искусства, об основных школах ковроткачества и ткацких технологиях.
Теперь о музее и экспозициях. Прежде всего, здесь можно понаблюдать за работой нескольких мастериц, сидящих на разных этажах. В музее также работает учебный центр, в котором рассказывают об истории ковра и особенностях народно-прикладного искусства, об основных школах ковроткачества и ткацких технологиях.
Из-под рук, переплетающих цветные нити, рождаются яркие узоры, в разных техниках.
Из-под рук, переплетающих цветные нити, рождаются яркие узоры, в разных техниках.
Ковер, с вытканной на нем картой Азербайджана, даёт представление о многообразии ковров и техник, используемых в разных регионах.
Ковер, с вытканной на нем картой Азербайджана, даёт представление о многообразии ковров и техник, используемых в разных регионах.
Ковер-карта, фрагмент
Ковер-карта, фрагмент
В Азербайджане существуют семь школ ковроткачества: бакинская, газахская, губинская, гянджинская, карабахская, тебризская и ширванская.
Появлению первых ковров на территории Азербайджана предшествовало изготовление простых плетеных циновок из болотных растений (камыш, тростник и др.).
Появлению первых ковров на территории Азербайджана предшествовало изготовление простых плетеных циновок из болотных растений (камыш, тростник и др.).
Со временем ковровые изделия получили широкое применение в быту на всей территории Азербайджана. Ковры использовались, как  мафраши (мешки для постельных принадлежностей), харалы (мешки для зерна и соли), чулы (попоны),  и яхяр-узю (надседельники).
Со временем ковровые изделия получили широкое применение в быту на всей территории Азербайджана. Ковры использовались, как мафраши (мешки для постельных принадлежностей), харалы (мешки для зерна и соли), чулы (попоны), и яхяр-узю (надседельники).
Ковровые изделия использовали для отделки багажных сумок, сундуков, , чемчаданов (мешков для посуды) и оркянов (узорных ковровых лент для скрепления поклажи)
Ковровые изделия использовали для отделки багажных сумок, сундуков, , чемчаданов (мешков для посуды) и оркянов (узорных ковровых лент для скрепления поклажи)
Азербайджанские ковры применяются в качестве покрытий на пол, стены, шатры, палатки, на верблюдов, мулов. Раньше ковры часто служили вместо дверей в жилище, занавесов и скатертей. Маленькие изделия используют в качестве молитвенных ковров «намазлыг».
Азербайджанские ковры применяются в качестве покрытий на пол, стены, шатры, палатки, на верблюдов, мулов. Раньше ковры часто служили вместо дверей в жилище, занавесов и скатертей. Маленькие изделия используют в качестве молитвенных ковров «намазлыг».
Шадда
Шадда
Существует несколько типов ковров по ткаческому стилю и композиционной структуре. Некоторые "на слуху", такие, как палас, но большинство названий мне незнакомы: килим, лады, варни, шадда...Шадду ткут из шерсти, хлопка или шелка. Основа ковра образуется из двух окрашенных нитей: основы и утка. Дополнительный орнамент ткется с помощью третьей нити. В целом, есть три типа узора ковра шадда: одноцветный (шал-шадда); клеточный (чилла-шадда) и сюжетный с изображением караванов верблюдов.
Шелковый ковер с орнаментом-арабесками в виде цветов
Шелковый ковер с орнаментом-арабесками в виде цветов
Экспозиция сделана таким образом, что ценные экспонаты находятся вне досягаемости и за счёт этого, о счастье для фотографа!, не прячутся под стеклом. А самый важный кусочек плетения с типичным для каждого ханства орнаментом, воссоздан и расположен прямо под рукой посетителя.
Экспозиция сделана таким образом, что ценные экспонаты находятся вне досягаемости и за счёт этого, о счастье для фотографа!, не прячутся под стеклом. А самый важный кусочек плетения с типичным для каждого ханства орнаментом, воссоздан и расположен прямо под рукой посетителя.
Пирабадиль
Пирабадиль
От названия села Пирабадиль (относится к Губинскому ковродельческому центру). Главный орнаментальный мотив «гайчи» (ножницы) – стилизованное изображение «древа жизни», которому издревле приписывалась таинственная сила и магические свойства.
Общий вид музейного зала
Общий вид музейного зала
Это один из трёх этажей. Мне, как обычно, было любопытно не только содержание музея, но и устройство самого здания, современного и необычного. Интересно же оказаться внутри «свёрнутого рулоном ковра»!
Современная инсталляция, которая, если я правильно поняла, воссоздаёт нити ковра и узоры в увеличении и технике 3D. Автор Бутунай Хагвердиев – один из самых молодых членов Союза художников Азербайджана.
Современная инсталляция, которая, если я правильно поняла, воссоздаёт нити ковра и узоры в увеличении и технике 3D. Автор Бутунай Хагвердиев – один из самых молодых членов Союза художников Азербайджана.
В экспозиции музея представлены ковры из разных регионов страны, но также образцы изящной вышивки и национального костюма 19 века, оружие, посуда, украшения.
В экспозиции музея представлены ковры из разных регионов страны, но также образцы изящной вышивки и национального костюма 19 века, оружие, посуда, украшения.
Ковры и национальные костюмы
Ковры и национальные костюмы
Округлая форма стен не только красива, но и очень функциональна. Изгиб даёт возможность разместить большие ковры так, что их удобно рассматривать во всех деталях.
Символика красного
Символика красного
На расставленных в нескольких местах экранах демонстрируются различные сюжеты, связанные с национальными особенностями. Здесь - подготовка невесты. Во время свадьбы невесту обряжали в красное платье, для молодоженов комната украшалась красными коврами – «гардаклик»(красный килим). Свадебный поднос со сладостями украшался красными лентами.
Символика красного
Символика красного
В украшенном коврами помещении неизменно будет преобладать красный оттенок. Традиционно в Азербайджане красный цвет имеет значение оберега. Считается, что красный цвет изгоняет тоску, тушит отрицательные эмоции, лечит болезни.
В «ковровой комнате»
Замысловатый сюжет
Замысловатый сюжет
В бакинском музее ковра мы брали аудиогид, но он сообщает в основном общие сведения о национальном ковроткачестве. Об отдельных экспонатах хотелось бы получить больше детальных объяснений. Например, этот ковёр очень меня заинтересовал своим узором: два воина изображены симметрично с двух сторон от «древа жизни», верхняя часть которого напоминает чашу. Над чашей парит огромная «стальная птица». А самое неожиданное можно заметить над головами воинов: там сотканы облачка с кусочками текста (арабской вязи), как будто изображено общение героев - это напоминает жанровые сценки из комиксов.
Эхо советского Азербайджана
Эхо советского Азербайджана
Невероятно интересная, на мой взгляд, часть экспозиции музея посвящена эпохе соцреализма. Реалии этой эпохи ожидаемо повлияли на развитие декоративно-прикладного искусства, отражаясь в его мотивах и формах. В советское время средоточием развития искусства ковра в Азербайджане стало созданное в 1927 году производственное объединение «Азерхалча» («халча» по-азербайджански – «ковёр»). Текстильные панно 1920-1970-х годов из собрания Азербайджанского национального музея ковра, напоминают агитационные плакаты. Мастера социальной пропаганды не боялись экспериментировать, хотя в республике продолжали выпускать и традиционные, в том числе молитвенные ковры, что происходит в Азербайджане и по сей день.
Ковёр «Спорт», 1969 г.
Ковёр «Спорт», 1969 г.
В советском Азербайджане сюжеты ковров пополнились жанровыми сценами в социалистической стилистике, а образцами для них часто становились полотна известных живописцев того времени.
Ковёр «Нефтяник», 1969 г.
Ковёр «Нефтяник», 1969 г.
Ковер выткан по классическим канонам, под руководством Лятифа Керимова. Композиция ковра разработана в духе соцреализма.
Ковёр-портрет Насими, автор Кямиль Алиев.
Ковёр-портрет Насими, автор Кямиль Алиев.
Имадеддин Насими, родившийся в 1369 году, - поэт-философ и поэт-бунтарь. Стихи Насими сыграли важнейшую роль в истории развития азербайджанской литературно-художественной мысли. Насими создал множество стихотворных шедевров на фарси, арабском и родном азербайджанском, заложив основы азербайджанского литературного языка и обогатив его новыми выразительными средствами.
Ковёр-портрет Вагифа, автор Кямиль Алиев
Ковёр-портрет Вагифа, автор Кямиль Алиев
Поэт Молла Панах Вагиф провёл детские годы среди людей, ведущих полукочевой образ жизни, и он полюбил просторы родного края, традиции и обычаи народа. В своем творчестве он придерживался реализма, освободив стихи от традиционного на востоке мистического налета, символической многозначности и условности. На первый план вышли вполне жизненные мысли и устремления, что во многом определило дальнейшие пути развития азербайджанской поэзии. Поэтическое наследие Вагифа считается вершиной азербайджанской поэзии 18 столетия.
Ковер-портрет «Лятиф Керимов», автор Басти Шерифова, 1977 г.
Ковер-портрет «Лятиф Керимов», автор Басти Шерифова, 1977 г.
Лятиф Керимов (родился в 1906 году ) - выдающийся деятель культуры Азербайджана, ученый, мастер коврового искусства. Именно по инициативе Лятифа Керимова в Баку в 1967 году был основан уникальный музей – Азербайджанский национальный музей ковра. Спустя 26 лет этому музею было присвоено имя создателя - заслуженного деятеля национальной культуры и национального искусства Азербайджана Лятифа Керимова. На момент основания музей являлся единственным учреждением, в котором хранились, изучались и экспонировались ковры.
На разных этажах музея размещены коллекции ковров, относящиеся к разным периодам. Перемещаясь по этажам, мы продвигаемся и во времени: от истоков ковроткачества к его расцвету и современности. Чем выше этаж, тем современнее изделия и более заметно отточенное, впитавшее опыт предыдущих поколений и обогащенное новыми возможностями, мастерство изготовления. Восхищает изящество ковров, на которых вытканы не просто орнаменты, а сложнейшие сюжеты.
Ковер «Мир сказок». Автор: Эльдар Микаилзаде, 1983 г.
Ковер «Мир сказок». Автор: Эльдар Микаилзаде, 1983 г.
Эльдар Микаилзаде родился в 1956 году в Баку. Художник по ковру, член Союза художников Азербайджана и Союза художников Российской Федерации. Микаилзаде создает эскизы для настоящих шедевров. Его работы хранятся в галереях и частных коллекциях России, Великобритании, Франции, Турции и Кувейта. На ковре «Мир сказок» изображения великанов, канатоходцев, фей, лучников, драконов, разбойников и других сказочных персонажей. В нижнем левом углу каймы художник поместил свой автопортрет, а в правом углу - сказочника Пири Баба. На бордюрной полосе ковра с орнаментом «сичан диши» (мышиный зуб), если присмотреться, можно увидеть ритмичное изображение фигур верблюда, слона и джейрана.
Ковер «Лейли и Маджнун», автор - Эльдар Микаилзаде, 2014.
Ковер «Лейли и Маджнун», автор - Эльдар Микаилзаде, 2014.
Обратившись к творчеству Физули, Микаилзаде изобразил основные моменты сюжета поэмы "Лейли и Меджнун" на ковре – кажется, что это не ковер, а картина с четко прорисованными деталями. На арке в верхней части ковра имеется символическое изображение двух влюбленных - в форме сердца, образованного дымом двух потухших свечей - паре суждено воссоединиться не в этом, а в ином мире. Примечательно, что в верхней части ковра гора, дерево, птицы, облака, небо и прочие образуют портрет Физули (автора поэмы, поэта и мыслителя начала 16 века).
На верхнем этаже представлены ковры, которые уже и коврами-то в привычном смысле слова не назовешь. Это великолепные изделия, поражающие своими художественными качествами, уникальной композицией и многообразием цветовых оттенков. Ковровое искусство в Азербайджане продолжает развиваться и совершенствоваться, и заметно, что огромную роль в его развитии теперь играют современные профессиональные художники.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому