Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 11:50
Фотоальбом

Удивительные древнерусские иконы в Спасо-Андрониковом монастыре

36 46

Когда-то давно это место не входило в территорию Москвы. Оно лежало на перепутье двух оживленных дорог, одна из которых вела на восток во Владимир и Нижний Новгород, другая — на юг в Коломну, Рязань и дальше в Золотую орду. Оттуда грозила потенциальная опасность, поэтому и был здесь поставлен монастырь, как сторожевой бастион на случай вражеского набега.

Монастырь был основан в 1357 году, возведен на высоком берегу реки Яузы, а уже в 1380-ом встречал войско Дмитрия Донского, которое возвращалось с победой после битвы на Куликовом поле. В монастыре, по преданию, были захоронены павшие в той битве русские воины.

Спасский собор — первое каменное здание монастыря — было возведено в 1410 — 1427 годах. В росписи храма принимал участие старец Андроникова монастыря, великий иконописец Андрей Рублев.

До наших дней почти ничего не сохранилось, лишь следы фресок в оконных проемах алтаря, однако сам факт того, что монастырь связывается с именем Андрея Рублева, сыграл свою роль в сталинские времена.

Поначалу, сразу после Октябрьской революции, все монастырские строения перешли в коммунальный жилой фонд, а часть была отдана в 1924 году под архив Министерства государственной безопасности. В 1929–30 г.г. разобрали на кирпич колокольню, построенную в конце 18 века по проекту Родиона Казакова. Она была одной из самых высоких в Москве…

Но когда Рублева официально признали великим русским художником, сам Сталин в 1947 году подписал постановление о создании в Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника имени Андрея Рублёва. Началась реставрация зданий и сбор музейного фонда, в который начали поступать иконы, списанные по ветхости из провинциальных фондов, а также снятые со стен фрески.

Двери музея открылись в 1960 году, который был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублёва» в связи с 600-летием со дня его рождения. Сейчас собрание насчитывает около 5 тысяч икон, а кроме того располагает богатой коллекцией иконных окладов, литургических предметов, рукописных и печатных книг.

Для себя я открыла здесь удивительные древние иконы с многообразием деталей, красочной гаммой и применением золочения на одеждах святых. А главное, с особой сложной композицией, какую до сих пор нигде не приходилось видеть. Если мыслить современными понятиями (прошу не заподозрить меня ни в чем крамольном), то это похоже на страницы комиксов или плакаты для презентации, когда по центру располагается главное действующее лицо, а вокруг — его приключения (деяния).

Кроме того, нам повезло застать на территории монастыря выставку архивных фотографий, на которых показано состояние обители и ход её реставрации в советское время.

В Рогожской слободе, по пути к монастырю
В Рогожской слободе, по пути к монастырю
Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе на Николоямской улице. Нынешнее здание храма было построено в 1818 году на средства прихожан. Вдалеке - Храм святителя Алексия, митрополита Московского (1748–1752 гг.)
Памятник Андрею Рублеву
Памятник Андрею Рублеву
Памятник великому русскому иконописцу Андрею Рублёву работы известного скульптора Олега Константиновича Комова (1932-1994 гг.) был установлен в 1985 году в сквере перед главными воротами Спасо-Андроникова монастыря, где размещается Музей древнерусского искусства.
Троицкая Часовня у Спасо-Андроникова монастыря
Троицкая Часовня у Спасо-Андроникова монастыря
Православная Троицкая Часовня установлена в Андроньевском сквере, недалеко от главного входа в обитель, в 2011 году, при попечительстве фонда имени Андрея Рублёва. Архитектор: Евгений Катышев.
Троицкая Часовня у Спасо-Андроникова монастыря
Троицкая Часовня у Спасо-Андроникова монастыря
Четырёхугольная мраморная часовня имеет восьмигранный позолоченный купол, увенчанный небольшим ажурным православным крестом. Внутреннюю стену украшает флорентийская мозаика «Святая Троица» в мраморном киоте.
Мозаика «Святая Троица»
Мозаика «Святая Троица»
Мозаичное панно создал итальянский художник Марио Антонуччи, по древней флорентийской технологии, с использованием драгоценных и полудрагоценных камней и золочения. По своим размерам мозаика соответствует знаменитой одноимённой иконе Андрея Рублева.
Святые ворота в Спасо-Андроников монастырь
Святые ворота в Спасо-Андроников монастырь
Появление Спасо-Андроникова монастыря связывают с именем митрополита Алексия Московского. По преданию, в 1354 году митрополит Киевский и всея Руси Алексий по пути в Царьград (Стамбул) попал в сильный шторм. Молясь о спасении, он дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. Этот день пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному. В 1356 году Алексий, будучи повторно в Царьграде, привез оттуда в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина 14 века). Уже в 1361 году была воздвигнута первая церковь, освящённая митрополитом Алексием в честь Спаса - Нерукотворного образа Спасителя. Позднее вокруг неё вырос монастырь. Игуменом обители стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского - Андрони́к. Отсюда двойное название Спасо-Андроникова монастыря
Монастырская стена
Монастырская стена
Монастырская стена и вид на церковь Архангела Михаила
Монастырская стена
Монастырская стена
.
Монастырская стена
Монастырская стена
Монастырская стена и башни
Юго-западная башня Спасо-Андрониковского монастыря
Юго-западная башня Спасо-Андрониковского монастыря
.
Северо-западная башня, 18 в.
Северо-западная башня, 18 в.
Башня двухъярусная: первый, более старый ярус – квадратный в плане, второй, надстроенный позднее – восьмигранный.
Спасо-Андроников монастырь - вид со стороны Костомаровского моста
Спасо-Андроников монастырь - вид со стороны Костомаровского моста
Монастырь расположен на левом, высоком берегу реки Яузы
Церковь Архангела Михаила и Спасский собор
Церковь Архангела Михаила и Спасский собор
Наверное, это самый маленький московский монастырь, он не изобилует количеством строений и их красочностью, на территории не толпятся туристы.
Церковь Архангела Михаила
Церковь Архангела Михаила
В 1691 году по инициативе Евдокии Лопухиной, супруги Петра I, было начато строительство трехярусной одностолпной трапезной с пристроенной к ней церковью святого Алексия-митрополита и устроенной в среднем ярусе ещё одной церковью - Михаила Архангела.
Вид трапезной монастыря
Вид трапезной монастыря
В помещении бывшей трапезной и церкви Архангела Михаила располагается Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Монастырский огород и вид на церковь Архангела Михаила
Монастырский огород и вид на церковь Архангела Михаила
«В этом храме, возведённом в 17-18 в.в. попечением последней Русской царицы Евдокии Фёдоровны и её сородичей - Лопухиных, находится усыпальница многих представителей сего древнего боярского рода.»
Экспозиция фотоархивов Андроникова монастыря
Экспозиция фотоархивов Андроникова монастыря
Я приведу в этом альбоме лишь несколько фото из экспозиции. Конкретно этот снимок можно сравнить с показанным выше, по принципу "было и стало"
Экспозиция фотоархивов Андроникова монастыря
Экспозиция фотоархивов Андроникова монастыря
Вид на юго-восточную часть территории. Справа на фото видны остатки старого кладбища Спасо-Андроникова монастыря. Кладбище было варварски уничтожено "по просьбе трудящихся" в 1929 году. Здесь были похоронены воины, погибшие во время Северной войны 1700-1721 годов и Отечественной войны 1812 года, а также многие известные люди: основатель русского театра Ф.Г. Волков, меценат П.Г. Демидов, представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые, Барятинские, Волконские, Аладьины, Щербатовы... в том числе где-то находилась могила самого Андеря Рублева, которая, впрочем, была утеряна еще до революции.
Юго-восточная часть территории и проездные ворота
Юго-восточная часть территории и проездные ворота
Современный вид
В память преподобного А. Рублёва
В память преподобного А. Рублёва
Андрей Рублев, по некоторым источникам был похоронен на монастырском кладбище. В 1989 году была предпринята попытка отыскать утерянную могилу, но раскопки ни к чему не привели...
Фрагмент памятника Андрею Рублеву перед братским корпусом Спасо-Андроникова мужского монастыря в Москве (2011 г.)
Фрагмент памятника Андрею Рублеву перед братским корпусом Спасо-Андроникова мужского монастыря в Москве (2011 г.)
Колодец у стен Спасского собора
Колодец у стен Спасского собора
Недалеко от этого колодца при раскопках были найдены останки, предположительно, А.Рублёва и иконописца Даниила Черного. Предположение было сделано по возрасту останков и следам ртути в костях - ртуть в древности использовали в составе минеральных красок, а она накапливалась в организме художников.
Спасский собор или Храм в честь Пречистого Нерукотворенного Образа Спасителя
Спасский собор или Храм в честь Пречистого Нерукотворенного Образа Спасителя
Спасский собор - главная ценность Спасо-Андрониковой обители, древнейший в Москве монастырский храм, памятник московского зодчества 15 века. Сейчас храм действующий, в нем с 1989 года (после долгого перерыва) проводятся богослужения.
Экспозиция фотоархивов Андроникова монастыря
Экспозиция фотоархивов Андроникова монастыря
На протяжении своей истории Спасский собор подвергался многочисленным перестройкам: в 18 веке вокруг него была устроена крытая паперть, в 1812 году собор пострадал от пожара, в середине 19 века к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей. В результате переделок памятник выглядел так что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. К моменту создания музея в 1947 году собор находился в аварийном состоянии. Реставраторам удалось выявить, каковы были первоначальные формы собора и возродить его в древнем виде.
Экспозиция фотоархивов Андроникова монастыря
Экспозиция фотоархивов Андроникова монастыря
При разборке верхней части четверика собора были обнаружены древние белокаменные фрагменты утраченного завершения, в том числе профили закомар, карниза барабана и другие подлинные элементы архитектуры 15-го века
Спасский собор
Спасский собор
Фрагмент восстановленной архитектуры храма
Спасский собор
Спасский собор
В 1960-е годы реставраторы вернули Собору его первоначальный вид, освободив от пристроек и всевозможных футляров. Но храм не оштукатурен и не окрашен, в отличие от большинства церквей, которые после современной реставрации просто сияют яркими красками.
Образ Спасителя над входом в храм
Образ Спасителя над входом в храм
.
Деревянная передвижная звонница
Деревянная передвижная звонница
В 1760-1799 годах по проекту архитектора Казакова для монастыря была построена колокольня, высотой 73 метра, она была одной из самых красивых в Москве. Колокольню взорвали в 1930-х годах при советской власти. Монастырь до сих пор обходится таким вот "передвижным" деревянным сооружением.
Братский корпус
Братский корпус
Здание 18 века
Возле Братского корпуса можно подняться на стены монастыря и погулять по ним, внутри крытых галерей.
Возле Братского корпуса можно подняться на стены монастыря и погулять по ним, внутри крытых галерей.
Под сводами монастыря
Под сводами монастыря
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. В музее нет подлинных произведений Андрея Рублёва. Самая известная икона Андрея Рублёва - Святая Троица - раньше хранилась в Третьяковской галерее. Однако, здесь собрана богатейшая коллекция икон от 13 до 20 веков.
Залы экспозиции
Залы экспозиции
В центре - икона Господь Вседержитель
Богоматерь Владимирская. Первая половина 15 века
Богоматерь Владимирская. Первая половина 15 века
Из Спасо-Георгиевской церкви села Млева, Тверской области
Апостол Павел. Конец 15 века
Апостол Павел. Конец 15 века
Из иконостаса Казанской церкви села Чамерова, Тверской области
Святой Иоанн Предтеча
Святой Иоанн Предтеча
Из иконостаса (Деисусного ряда). Предположительно конец 14 - начало 15 века, Новгород (?)
Вознесение (Из праздничного ряда иконостаса)
Вознесение (Из праздничного ряда иконостаса)
Конец 15 века, Москва (?)
Мне всегда нравится подглядывать за работой художников...
Мне всегда нравится подглядывать за работой художников...
Святой Иоанн Предтеча, 1420-е годы
Святой Иоанн Предтеча, 1420-е годы
Из иконостаса (Деисусного ряда) Николо-Песношского монастыря в Москве
Зачатие Святого Иоанна Предтечи, 15 век
Зачатие Святого Иоанна Предтечи, 15 век
Икона написана в Новгороде, привезена в музей из Вознесенской церкви села Новокотова, Тверской области
Святая Троица. Конец 15 века
Святая Троица. Конец 15 века
Икона написана в Ростове, привезена из Троицкой церкви села Дивная гора, Ярославской области
«Приведение к Пилату» и «Шествие на Голгофу»
«Приведение к Пилату» и «Шествие на Голгофу»
Иконы из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, написаны в Ростове, около 1497 г.
«Утверждение Креста», «Снятие со Креста», «Положение во гроб»
«Утверждение Креста», «Снятие со Креста», «Положение во гроб»
Иконы из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 г.
Великомученик Георгий с житием. Первая треть 16 века
Великомученик Георгий с житием. Первая треть 16 века
Из Георгиевской церкви села Баренцова, Ярославской области. Вот о таких иконах, с особой композицией и множеством деталей я и писала выше. Для меня это было ново, незнакомо, хотя подобное "детсадовское" разъяснение жития для безграмотного люда, вполне объяснимо.
Великомученик Георгий с житием.
Великомученик Георгий с житием.
Фрагмент. Колесование
Великомученик Георгий с житием.
Великомученик Георгий с житием.
Фрагмент. Положение тяжёлого столба на грудь
Святитель Николай Чудотворец (Зарайский) с житием
Святитель Николай Чудотворец (Зарайский) с житием
Первая треть 16 века. Из Пятницкой церкви в Дмитрове, Московская область
Рождество Богородицы с житием. 16 век
Рождество Богородицы с житием. 16 век
Из церкви Рождества Богородицы на Исаевце в Твери
Рождество Богородицы с житием
Рождество Богородицы с житием
Фрагмент
Складень-кузов с иконой «Богоматерь Владимирская», 16-17 в.в.
Складень-кузов с иконой «Богоматерь Владимирская», 16-17 в.в.
Складень-кузов является безусловным шедевром декоративно-прикладного искусства, относящимся к эпохе правления Бориса Годунова. Совокупность особенностей связывает складень с личностью Дмитрия Ивановича Годунова - наиболее вероятного заказчика реликвии. На створах прорисованы церковные праздники и избранные святые.
Складень-кузов с иконой «Богоматерь Владимирская», оклад 19-20 в.в.
Складень-кузов с иконой «Богоматерь Владимирская», оклад 19-20 в.в.
В искусствоведческом рассмотрении икона, оклад, складень, украшения на иконе являются разными по стилю и времени создания, плохо сочетающимися друг с другом предметами. Тонкая прорисовка и графичность ликов на складне противоречат ярким эмалевым краскам в обрамлении скани. Разнородность предметов очевидна, и всё же в этом смешении есть подлинность и житейская реальность всей композиции.
Складень-кузов с иконой «Богоматерь Владимирская», фрагмент
Складень-кузов с иконой «Богоматерь Владимирская», фрагмент
Оклад в технике скани с цветной эмалью с жемчужным низанием. Конец 19 - начало 20 века. Серебро, золото, нейзильбер, скань, эмаль, ткань, жемчуг. • Венец с гравировкой. Конец 17 века. Серебро, бюрюза, жемчуг, цветное стекло. • Привесы: · Цата с гравировкой. 17-18 век. Золото, гравировка. · Пуговица. 17 век. Золото, перламутр. · Серьги с жемчужными гроздьями. Первая треть 18 века. Золото, жемчуг.
Святитель Николай Чудотворец
Святитель Николай Чудотворец
Икона конца 16 века, с реставрацией (19 в.) в серебряном сканом окладе с эмалями и украшенным крупными гранатами венцом (оклад 16-17 в.в.). Этот образ входит в состав постоянной экспозиции музея и принадлежит к безусловным шедеврам русского изобразительного декоративно-прикладного искусства.
Икона «Богоматерь Владимирская», 17 век
Икона «Богоматерь Владимирская», 17 век
Из собрания Г.А. Покровского, дар М.А. Покровской.
Икона «Богоматерь Владимирская», фрагмент
Икона «Богоматерь Владимирская», фрагмент
Среди предметов из коллекции Г. А. Покровского очевидный и бесспорный шедевр — образ Богоматери Владимирской, украшенный серебряным окладом с эмалью по скани и драгоценными камнями. Икона и оклад выполнены в царских мастерских в 1640-х годах. С момента своего создания памятник не подвергался подновлениям и дошел до наших дней в первозданной сохранности. Он демонстрирует высочайший уровень мастерства придворных иконописцев и ювелиров.
Икона Божией Матери «Млекопитательница» в окладе, 1772 год
Икона Божией Матери «Млекопитательница» в окладе, 1772 год
Оклад выполнен из серебра с чеканкой, гравировкой и золочением
Икона Божией Матери «Млекопитательница»
Икона Божией Матери «Млекопитательница»
Одеяния (поверх иконы) выполнены с бархата, расшиты золотой нитью, жемчугом и цветными стёклами
Богоматерь «Звезда Пресветлая», 17 век
Богоматерь «Звезда Пресветлая», 17 век
Икона происходит из церкви Рождества Христова города Балахна, Нижегородской области. Пожалуй, это один из самых уникальных примеров иконографии. Богоматерь, сидящую на троне, в царском облачении с младенцем Христом, окружает розовое облако-сияние, от которого отходят тонкие лучи света и подобия языков пламени. Они образуют еще один внешний ореольный круг сияния, в котором предстают сцены из жизни Богородицы и Христа.
Богоматерь «Звезда Пресветлая», фрагмент
Богоматерь «Звезда Пресветлая», фрагмент
Распятие Христа и Положение во гроб
Богоматерь «Звезда Пресветлая», фрагмент
Богоматерь «Звезда Пресветлая», фрагмент
Коронование Богоматери
Воскресение Христово с Праздниками, 1750-1760 годы, Санкт-Петербург.
Воскресение Христово с Праздниками, 1750-1760 годы, Санкт-Петербург.
Ещё один пример неординарной иконографии. Все сюжеты располагаются внутри "медальонов". Художественный стиль отличается от канонического, сцены динамичные, живые.
Фрагмент иконы «Воскресение Христово, с праздниками»
Фрагмент иконы «Воскресение Христово, с праздниками»
.
Фрагмент иконы «Воскресение Христово, с праздниками»
Фрагмент иконы «Воскресение Христово, с праздниками»
Покров Пресвятой Богородицы
Иконостас из Спасо-Преображенского собора в Суздале, 17 век
Иконостас из Спасо-Преображенского собора в Суздале, 17 век
На 4 этаже музея представлены фрагменты и почти целые комплексы фресковых росписей 12 - 18 столетий. Большинство из них происходит из разрушенных в советские годы храмов. Суздальский иконостас размещён в отдельном помещении и производит сильнейшее впечатление.
В тысячелетней истории мировой культуры основная часть приходится на времена, когда живопись развивалась исключительно в рамках религиозного мировоззрения. Одной из важных миссий музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва является сохранение и изучение иконы, как одного из величайших достижений национального и мирового искусства.
В тысячелетней истории мировой культуры основная часть приходится на времена, когда живопись развивалась исключительно в рамках религиозного мировоззрения. Одной из важных миссий музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва является сохранение и изучение иконы, как одного из величайших достижений национального и мирового искусства.
Иконостас, изготовленный в Ярославле, 18 век
Иконостас, изготовленный в Ярославле, 18 век
В отдельном зале - полный иконостас из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском, Ивановской области.
 «Чудо о Флоре и Лавре» , 16 век
«Чудо о Флоре и Лавре» , 16 век
Икона из собрания С.А. Ходорковского. В канонической греческой, югославянской и русской литературе братья-целители Флор и Лавр известны как христианские мученики. Сцена «Чуда о Флоре и Лавре» называется также, на основе сохранившихся надписей на некоторых иконах на эту тему, «Архангел Михаил вручает коней Флору и Лавру».

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому