Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 10:12
Фотоальбом

Салоны Дидро. Философия искусства

40 43

Недавно мне посчастливилось посетить потрясающе интересную выставку, которая заставила задуматься о том, как давно устройство художественной жизни приобрело привычный нам формат. Сегодня бенефисы молодых художников, выставки с показами новых работ, их обсуждение и критические обзоры, каталоги, рассказывающие о культурной жизни кажутся нам обычным делом. А ведь долгое время художественные произведения не были доступны широкой публике, и картины, по большей части, создавались на заказ, оставаясь затем в стенах аристократических резиденций и дворцов.

С наступлением эпохи Просвещения у людей значительно возрос интерес к окружающему миру: будь то раскопки античных развалин, эксперименты по поводу или первые опыты с электричеством. Все это нашло отражение в искусстве. То, что сейчас мы считаем безусловной классикой, в свое время являлось «современным искусством» и редко бывало по́нято и принято.

Вообще, любое направление в развитии искусства, зарождаясь, является «современным» и на этом этапе кажется спорным, а порой даже скандальным. Общественность начинает воспринимать его не сразу, а в процессе обсуждения и благодаря комментариям специалистов-искусствоведов.

В 1667 году в Париже, по велению Людовика XIV, начали проводиться первые выставки современного искусства, неизменно дающего повод поворчать о том, что «раньше картины были лучше, а теперь рисуют какой-то сумбур». Однако, настоящая художественная критика возникла, как явление, лишь в следующем столетии (18 в.) — её родоначальником называют философа Дени Дидро.

Дидро писал обзоры для художественных каталогов — в свое время это были новости о культурной жизни Парижа, которые читали во всех королевских дворах Европы. Теперь его статьи можно воспринимать, как настоящий кладезь философских, социологических и бытовых знаний о 18 столетии.

На выставке «Салоны Дидро», которую мы посетили в ГМИИ им. Пушкина, экспозиция устроена таким образом, чтобы посетители имели возможность ознакомиться не только с картинами, которые Дидро в свое время лично отбирал для художественных салонов, но и с подробными комментариями философа. Пояснения даны рядом с картинами: Дидро прямо таки учит зрителя правильно «читать» художественное произведение: описывает сюжет, жесты и позы персонажей. Иногда Дидро даже вкладывает в их уста воображаемые речи, так, что создаётся впечатление, будто мы видим не просто картину, а сценку из пьесы. Кроме того, комментарии философа дают нам понятие о взглядах и суждениях 18 столетия.

«Картинная галерея»
«Картинная галерея»
Изображения кунсткамер и картинных галерей, принадлежавших реальным или вымышленным владельцам, образуют своеобразный жанр, характерный прежде всего для фламандской живописной школы. На картине представлена обрамлённая сверху занавесом стена во дворце, плотно завешанная от пола до потолка произведениями живописи - использована так называемая шпалерная развеска.
«Картинная галерея», фрагмент
«Картинная галерея», фрагмент
На первом плане хозяин коллекции или её хранитель демонстрирует свои сокровища двум посетителям. Все трое одеты по французской моде 1720– 1725 годов.
«Картинная галерея», фрагмент
«Картинная галерея», фрагмент
Среди картин можно узнать исполненные в разных жанрах работы известных фламандских живописцев Антониса Ван Дейка, Кейрикса и др.
«Выставка в Королевской академии в Лондоне, в 1787 году»
«Выставка в Королевской академии в Лондоне, в 1787 году»
Автор картины Пьетро Антонио Мартини исполнял гравюры и офорты, на которых изображал экспозиции художественных Салонов.
«Выставка в Королевской академии в Лондоне, в 1787 году», фрагмент
«Выставка в Королевской академии в Лондоне, в 1787 году», фрагмент
Этот офорт практически, как фотография передаёт нам атмосферу выставки, позволяет оценить моду того времени, поведение людей и сюжеты картин современного стиля (в том веке современного), удостоившихся попасть в экспозицию.
Пушкинский музей, зал выставки Салоны Дидро
Пушкинский музей, зал выставки Салоны Дидро
На одной из стен картины были размещены тем самым шпалерным способом, как это было принято в 18 веке. Могу сказать, что это непривычно и неудобно - картины смотрятся каким-то нагромождением, а внимание зрителя рассеивается
«Изгнание торгующих из храма»
«Изгнание торгующих из храма»
Шпалера (гобелен) изготовлена на Королевской мануфактуре гобеленов Лефевра-сына в 1713 – 1723 годах. Эта шпалера входит в серию «Сцены из Нового завета». Четыре сюжета этой серии были созданы Жувене по картинам, написанным им для церкви Сен- Мартен де Шан в Париже.
«Изгнание торгующих из храма», фрагмент
«Изгнание торгующих из храма», фрагмент
«Изгнание торгующих из храма», фрагмент
«Изгнание торгующих из храма», фрагмент
«Нимфы, сжигающие корабль Телемаха», 1746 г.
«Нимфы, сжигающие корабль Телемаха», 1746 г.
Нимфы богини Калипсо сжигают корабль Телемаха, чтобы он не мог покинуть их остров, и приходят в отчаяние, видя его спасающимся вплавь. Картина была написана вместе с тремя другими композициями цикла, иллюстрирующего роман Франсуа Фенелона о приключениях Телемаха.
«Пейзаж со стадом», 1750 г.
«Пейзаж со стадом», 1750 г.
Художник Карл Ван Лоо часто менял манеру письма. Картина относится к числу произведений, написанных Ван Лоо под воздействием Франсуа Буше, вместе с которым он несколько лет провёл в Риме. Характер пейзажа, колорит, а также типаж фигур пастуха и пастушки является единственным примером «чистого» пейзажа в творчестве Ван Лоо.
«Пейзаж со стадом»,  фрагмент
«Пейзаж со стадом», фрагмент
«Девушка со свечой»
«Девушка со свечой»
Девушка, читающая письмо. Картина написана около 1704 года, художник Жан Батист Сантерр.
«Галантный урок скупой даме», около 1738 г.
«Галантный урок скупой даме», около 1738 г.
Художник Николя Ланкре (1690-1743) позаимствовал идею для своей картины из новеллы французского поэта Лафонтена «Скупой женщине - любовник плут»: чтобы добиться благосклонности красивой, но скупой дамы, поклонник подарил ей 200 экю, занятых у её же мужа. Когда последний потребовал возврата долга, молодой человек в присутствии своей любовницы объявил её мужу, что он уже передал деньги его супруге. Скупой даме ничего не оставалось, как отдать полученные деньги мужу.
«Античная базилика» (Храм в руинах), около 1768
«Античная базилика» (Храм в руинах), около 1768
В Лувре хранится картина П. Демаши «Храм в руинах», датированная 1758-м годом на которой изображены руины той же базилики, что и на полотне из ГМИИ, и речь здесь могла бы идти о парных композициях, если бы не разные даты их создания. На салоне 1759 г. скорее всего была представлена московская, а не парижская композиция - её описание в каталоге более соответствует картине из Пушкинского музея.
«Испанское чтение», Карл Ван Лоо
«Испанское чтение», Карл Ван Лоо
Картина выставлялась на салоне 1761 г. Полотно приобретено Екатериной II в 1771 году, при посредничестве самого Дидро. Дидро часто помогал Екатерине II в ее закупках произведений искусства для Эрмитажа. Он оказывал помощь в выборе скульпторов и художников, которых Екатерина II приглашала в Россию. Этьен Морис Фальконе, который создал статую Петра I, приехал в Петербург по рекомендации Дидро.
«Испанское чтение», фрагмент
«Испанское чтение», фрагмент
Вот сокращенный комментарий Дидро к данной картине: «… Я нахожу, что две девушки с нежными утончёнными лицами, очаровательны в своей правдивости. Читающий им вслух молодой человек с виду несколько простоват, он выглядит приказчиком, вырядившимся в маскарадный костюм. К тому же у него слишком тяжелая челюсть. Я предпочёл бы видеть здесь одно из таких, скорее округлых, чем овальных лиц, живых и одухотворённых. Предав гувернантке сходство со своей женой, Ван Лоо написал её превосходно, но хотелось бы, чтобы на картине она не отвлекалась от своего рукоделия. Ведь подобные женщины имеют обыкновение одновременно шить и следить за окружающими…»
«Портрет императрицы Екатерины II»
«Портрет императрицы Екатерины II»
Картина создана в виде рельефа, неизвестным художником второй половины 18-го века. На картине изображен увенчанный лавровыми ветвями мраморный медальон, с профильным портретом царицы в малой императорской короне.
«Белая гостиная императрицы Александры Фёдоровны в Зимнем дворце», 1860 г.
«Белая гостиная императрицы Александры Фёдоровны в Зимнем дворце», 1860 г.
Эдуард Петрович Гау (1807-1887). Гостиная, называвшаяся прежде Розовой, была заново декорирована в 1847 году в стиле французского рококо и обита белым шелком. Мебель при этом сохранила прежнюю обивку. Согласно воспоминаниям великой княгини Ольги Николаевны, по желанию императрицы Александры Фёдоровны в эту комнату «приносились и потом сменялись картины из Эрмитажа…». На левой от зрителя стене - парные картины Карла Ван Лоо «Испанский концерт» и «Испанское чтение».
«Зал французской школы в новом Эрмитаже», 1859 г.
«Зал французской школы в новом Эрмитаже», 1859 г.
Художник Луиджи (Людвиг Осипович) Премацци (1814-1891) создал эту акварель в период, когда только в этом зале были собраны картины французской школы. Эти картины запечатлены художником с детальной точностью. Большинство из них и сейчас хранятся в Эрмитаже.
«Буря», Клод Жозеф Верне
«Буря», Клод Жозеф Верне
Верне представил на Салоне 1753 г. дюжину своих композиций и стал почти постоянным участником этих выставок. В 1765-м он экспонировал одновременно 25 своих картин, среди которых было несколько пейзажей, изображавших разгул морской стихии.
«Буря», фрагмент
«Буря», фрагмент
Дидро с самого начала высоко оценил творчество Верне и почти всегда хвалил его. К концу жизни Верне стал чрезвычайно популярен в России. Особенно много его произведений приобреталось в 1790– 1810 годах. Эта картина была куплена для Эрмитажа в годы правления Павла I, который ещё наследником престола сам делал свои заказы мастеру.
«Гибель герцога Леопольда Брауншвейгского во время наводнения на реке Одер в 1785 году», Пьер Вилль
«Гибель герцога Леопольда Брауншвейгского во время наводнения на реке Одер в 1785 году», Пьер Вилль
Герцог Брауншвейгский погиб в апреле 1785 года во Франкфурте во время наводнения из Одера, спасая утопающих. Данный сюжет не мог остаться незамеченным на выставке и привлекал толпы зрителей. Однако критики были довольно суровы по отношению к этой картине Вилля. Художника упрекали за чрезмерную яркость красок, за то, что герцог изображен в парадном костюме. Критики отмечали также, что создается впечатление, как будто находящийся рядом матрос пытается столкнуть герцога воду - то есть «сюжет требовал экспрессии, недоступной таланту Вилля».
«Обморок», 1791 г.
«Обморок», 1791 г.
Луи Леопольд Буальи (1761-1845) в начале своей художественной карьеры обратился к темам семейной жизни и любовным сюжетам. Эти его работы несли на себе отпечаток культуры «галантного века», при этом им были присущи налёт сентиментальности и лёгкого морализирования, в духе Ж. Ж. Руссо и Дидро.
«Обморок», фрагмент
«Обморок», фрагмент
В 1791-м году Буальи впервые принял участие в Салоне. Там он показал и эту картину, под названием «Семейная сцена». Такие жанровые сюжеты пользовались огромной популярностью у публики. Критики также были благосклонны к произведениям мастера, окрестив его «очаровательным художником будуаров».
«Балованное дитя», Грёз, Салон 1765 года
«Балованное дитя», Грёз, Салон 1765 года
Дидро: «На картине мы видим мать подле стола, она с умилением глядит на своего мальчугана, кормящего супом собаку». Картина является иллюстрацией к утверждению Ж.Ж.Руссо, высказанному им в романе-трактате «О воспитании» (1762-й). Философ предостерегал матерей от чрезмерного попустительства своим чадам.
«Балованное дитя», фрагмент
«Балованное дитя», фрагмент
Знатоки отнеслись к произведению благосклонно. А Дидро писал: «Однако, прежде всего, не вполне ясен замысел полотна. Кто же, собственно, избалован: песик или ребенок? Кроме того, вся картина словно усеяна мелкими блестками, которые назойливо режут глаз. Голова матери прелестна по цвету, но зато прическа никак не идет к линии головы и портит ее. Ее одежды и, главным образом, изображенное художником белье слишком тяжеловесны. Голова ребенка прямо-таки лучится красотой, но я разумею красоту художественную, а не ту, которую мать желает видеть в своем ребенке. Головка выписана тончайшим образом, волосы еще воздушнее, чем обычно у Грёза, а уж собака и вправду собака! »
«Пойманный браконьер», Пьер Александр Вилль, 1779 г.
«Пойманный браконьер», Пьер Александр Вилль, 1779 г.
В каталоге Салона 1779 г. картина носила название «Снисходительный сеньор и браконьер». Двое лесничих поймали браконьера во владениях своего сеньора и привели к нему. В руках лесничего доказательство вины - убитые заяц и куропатка. Жена браконьера и его дети на коленях перед владельцем имения и его супругой, которая также просит за провинившегося. Не остается сомнения в том, что он будет прощен. Об этом же говорит и статуэтка на крышке секретера, расположенная точно над головой «судьи» - аллегория мудрой справедливости с зеркалом истины в руке и змеёй у ног.
«Вид в окрестностях Ланьи», Жан-Батист Лепренс, 1777 г.
«Вид в окрестностях Ланьи», Жан-Батист Лепренс, 1777 г.
Лепренс прославился благодаря своему путешествию по России от Санкт-Петербурга до Камчатки в 1758– 1764 годах. Во время этого путешествия художник делал пейзажные и этнографические зарисовки, которые на долгие годы стали источником для его картин на русские темы, а также объектом язвительных замечаний Дидро в Салонах.
«Вид в окрестностях Ланьи»,  фрагмент
«Вид в окрестностях Ланьи», фрагмент
В 1775 году Дидро изменил свое отношение к пейзажам художника: «на удивление гармоничные полотна…» «…и все же Лепренс необычайно искусен и стоит вровень с лучшими нашими живописцами».
«Вид в окрестностях Ланьи», фрагмент
«Вид в окрестностях Ланьи», фрагмент
Дидро справедливо усматривал в позднем творчестве художника влияние голландских и фламандских мастеров 17-го столетия.
«Пневматический опыт», 1771.
«Пневматический опыт», 1771.
В Салонах 18 века демонстрировалось актуальное искусство того времени – лучшие образцы творчества художников. Дени Дидро отобрал эту картину для Салона 1771 года. Художник Шарль Амадей ван Лоо (1719-1795).
«Пневматический опыт», фрагмент
«Пневматический опыт», фрагмент
По поводу большинства произведений Шарля Амадея Филиппа Ван Лоо отзывы Дидро полны резких суждений, вот и в картине «Пневматический опыт» он одобрил только колорит: «Опыт, где ни один из присутствующих не делает того, что пытается изобразить художник. Краски хороши».

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому