Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 22:15

Давайте пройдемся вместе по залам московского Пушкинского музея. Посмотрим на произведения, которые всем нам давно и хорошо знакомы, но восхищают снова и снова. Вид известнейших скульптур античности, предметы искусства средневековья и эпохи Возрождения воздействуют так же сильно, как в тот момент, когда встреча с тем иным великим творением человеческих рук произошла в первый раз.

Конечно, в Пушкинский музей большинство из нас теперь идут ради очередной временной тематической экспозиции. Мы не были исключением: пришли на выставку «Золото Сарматских вождей» и захватили открытие «Салонов Дидро», о чем я уже писала. Но отказаться от нескольких часов просмотра основной экспозиции мы тоже никак не могли.

Правда, здесь я не ожидала каких-то открытий. А зря! Совершенно новым и ошеломляющим для меня стало посещение зала Дворца Ашшурнацирапала II. Зал является частью раздела Искусства древнего Ближнего Востока. 100 лет назад зал назывался Ассирийским, так как основными его экспонатами были слепки с барельефов из дворцов ассирийских царей первого тысячелетия до нашей эры. Подлинники этих алебастровых барельефов хранятся в Британском музее и Лувре.

Дворцово-культовые комплексы царей Ашшурнацирапала II (883–859 г. до н. э.) и Саргона II (722–705 г. до н. э.) были раскопаны археологами в 19 столетии на севере современного Ирака. Теперь массивные резные плиты из алебастра, украшавшие царские комплексы, превратились в единственные дошедшие до нас «документы», на которых зафиксирован быт древней Ассирии.

По изображениям на рельефах можно реконструировать предметы мебели, одежды, оружия и домашней утвари той эпохи. Но изначально главной их целью было прославление царя перед богами и подданными и увековечивание его подвигов. Личность царя, определённо, достойна внимания.

Ашшурнацирапал II был царем и полководцем в Ассирии в 800-х годах до нашей эры. Он был безжалостен в подавлении восстаний, а все его военные походы сопровождала страшная бесчеловечность. После захвата очередного города Ашшурнацирапал II подвергал его защитников жесточайшим казням, а детей сжигал на кострах.

Царь правил 25 лет до своей смерти в 859 году до н. э., наполнив четверть столетия своего правления террором, пытками и жестокостями, которые оставались в истории человечества непревзойденными, вплоть до появления Гитлера…

Хронологически раздел Искусства древнего Ближнего Востока охватывает семь с половиной тысяч лет истории человечества на территории от Египта и Восточного Средиземноморья до Нисы, столицы Парфянского государства. Это своего рода зал научных сенсаций и археологических открытий. Также там содержатся и экспозиции, относящиеся к истории развития Древнего Египта, им мы тоже уделили внимание. Правда, не столь пристальное, как ассирийским рельефам. Ведь буквально накануне рассматривали «сокровища фараонов» на выставке ВДНХ.

Статуи крылатых быков из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине
Статуи крылатых быков из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине
У входа в зал находятся гигантские изваяния хранителей - добрых духов, называемых в текстах «шеду» и «ламассу». Их изображают крылатыми, с телами быков или львов, и с человеческими головами. Для охраны порталов изваяния устанавливались с наружной стороны попарно, лицом к входящему.
Добрый Шеду (фрагмент)
Добрый Шеду (фрагмент)
Небесное существо из древней месопотамской религии являлось духом-защитником, неким семейным хранителем для простого вавилонского люда, но позже его стали считать королевским защитником и размещать на страже у входов.
Клинописный текст
Клинописный текст
Клинопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Именно её использовали в Ассирии - государстве, которое образовалось в XIV веке в северной части междуречья Тигра и Ефрата, на территории современного Ирака и Сирии. В наши дни Ассирию принято считать первой мировой империей в истории человечества.
Плиты с рельефами из дворца
Плиты с рельефами из дворца
В музейном зале плиты с рельефами размещены в три яруса, что оказывает мощное воздействие на зрителей. Все же в реальности, в ассирийских дворцах плиты располагались по периметру помещений, на уровне человеческого роста. А плиты меньшего размера (высотой 1 метр) устанавливались одна над другой, разделенные клинописным текстом.
Рельефы из дворца Ашшурнацирапала II в городе Кальху отличает удивительно кропотливая проработка деталей одежды, обуви, украшений. 
Мастерски переданы тщательно завитые бороды, узоры на одеждах, резьба на мебели.
Рельефы из дворца Ашшурнацирапала II в городе Кальху отличает удивительно кропотливая проработка деталей одежды, обуви, украшений. Мастерски переданы тщательно завитые бороды, узоры на одеждах, резьба на мебели.
На запястье у царя и его божественных покровителей имеются украшения, похожие на современные часы. На самом деле это браслеты с розеткой – символом богини Иштар. Браслеты с символикой великой и грозной богини любви и войны могли носить только цари или боги - богов на рельефах легко отличить от царя: они изображены с рогами и крыльями.
На запястье у царя и его божественных покровителей имеются украшения, похожие на современные часы. На самом деле это браслеты с розеткой – символом богини Иштар. Браслеты с символикой великой и грозной богини любви и войны могли носить только цари или боги - богов на рельефах легко отличить от царя: они изображены с рогами и крыльями.
Во время раскопок археологами были найдены ювелирные украшения, выполненные из лазурита и сердолика, и они в реальности выглядели точно так же, как изображенные на рельефах. Браслеты были золотыми, а розетки инкрустированы лазуритом - любимым камнем ассирийцев. На предплечье браслеты другого типа – в виде спирали. Они были из литого золота и весили очень много. Бусы и серьги тоже, скорее всего, были сделаны из золота, лазурита и сердолика.
Во время раскопок археологами были найдены ювелирные украшения, выполненные из лазурита и сердолика, и они в реальности выглядели точно так же, как изображенные на рельефах. Браслеты были золотыми, а розетки инкрустированы лазуритом - любимым камнем ассирийцев. На предплечье браслеты другого типа – в виде спирали. Они были из литого золота и весили очень много. Бусы и серьги тоже, скорее всего, были сделаны из золота, лазурита и сердолика.
 Рельефы из дворца Ашшурнацирапала II
Рельефы из дворца Ашшурнацирапала II
Как хотелось бы увидеть эти алебастровые стены в цвете: брови, бороды и обувь были чёрными, одежда - белой, красной и синей, украшения - желтыми. Увы, до нашего времени раскраска не сохранилась. О её наличии на панелях дворца специалисты судят по остаточным следам цвета.
Зал Искусства Древнего Египта
Зал Искусства Древнего Египта
Слева на фото - мумия женщины в позолоченной маске. Римский период, 1 в. н.э. Египет, Фаюм. Справа - две половинки саркофага и мумия между ними. Греко-римский период, 4-1 века до н.э., Египет. Это мумия мужчины в саркофаге с женским именем.
Саркофаг Иус-анх, жрицы Амона-Ра
Саркофаг Иус-анх, жрицы Амона-Ра
В 1891 году при раскопках некрополя в Фивах (Египет) был обнаружен тайник времён 19 династии (Нового Царства), в котором находилось 153 саркофага жрецов и жриц бога Амона-Ра. Место назвали Баб эль-Газус «Врата жрецов». Несколько были преподнесены в дар России, и саркофаг жрицы Иус-анх в ГМИИ - один из них.
Саркофаг (фрагмент) жрицы Амона Иус-анх, 19 династия, Новое Царство
Саркофаг (фрагмент) жрицы Амона Иус-анх, 19 династия, Новое Царство
Саркофаг жрицы Амона Иус-анх  (фрагмент)
Саркофаг жрицы Амона Иус-анх (фрагмент)
На крышке изображена жрица в пышном парике, украшенном живыми цветами. В ее ушах круглые серьги, орнаменты которых восходят к розеткам культа богини Хатхор. На плечах - роскошное многорядное ожерелье усех.
Погребальная пелена с изображением женщины и ребенка
Погребальная пелена с изображением женщины и ребенка
Почти две тысячи лет назад, в те времена, когда Египет был одной из провинций Римской Империи, подобные пелены были частью погребального культа: ими накрывали тело умершего, а, возможно, и украшали стены гробниц. В какой-то момент пелены приобрели такую популярность, что их производство стало массовым: изображения богов — Анубиса и Осириса — изготавливали заранее, как и тело между ними, а затем оставалось только добавить к телу портрет умершего. 
Погребальная пелена с изображением женщины и ребенка (фрагмент)
Погребальная пелена с изображением женщины и ребенка (фрагмент)
Римский период, середина 2 века н.э., Египет, Саккара.
Московский музей изобразительных искусств имени Пушкина
Московский музей изобразительных искусств имени Пушкина
Вперёд, на встречу с прекрасным! В 1898 году в Москве состоялась церемония закладки музея, задуманного, как учебное пособие по истории искусств — с копиями древних античных ваз, скульптур и других предметов. Здание музея было построено по проекту архитектора Романа Клейна в неоклассическом стиле в виде античного храма.
Ионическая колоннада
Ионическая колоннада
Архитектор Роман Клейн, работая в 1896 году над проектом здания вместе с Петром Бойцовым, ориентировался на античность. Колоннада воспроизводит, в увеличенном масштабе, пропорции восточного портика Эрехтейона – храма на афинском Акрополе.
Итальянский дворик
Итальянский дворик
Итальянский дворик музея отчасти повторяет внутренний двор палаццо Барджело с угловой лестницей и небольшими колоннами, поддерживающими балкон, легкой аркадой и колодцем в центре.
Рака святого Зебальда (слепок)
Рака святого Зебальда (слепок)
Рака святого Зебальда (балдахин над реликварием) в оригинале установлена в Церкви Святого Зебальда, в Нюрнберге. Раку изготовили мастера Фишеры: Герман, Петр Младший, Петр Старший в 1519 году, работа над изделием заняла более 30 лет!
Рака святого Зебальда (фрагмент)
Рака святого Зебальда (фрагмент)
Рака-балдахин представляет собой сложнейший ансамбль из множества скульптур, в который включены библейские и античные персонажи, сценки из жизни и сотворенные св. Зебальдом чудеса. Насыщенный декор соединяет в себе торжественность и игривость, земной реализм и сказочную фантазию.
Портал «Златые врата» Фрайбергского собора
Портал «Златые врата» Фрайбергского собора
Это копия портала, выполненного около 1230 года для в Кафедрального собора Девы Марии (Либфрауенкирхе) в немецком городе Фрайберге (Саксония). Богоматерь восседает на троне в центре тимпана над входом, увенчанная короной как Царица Небесная.
Греческий дворик
Греческий дворик
Греческий дворик музея имеет трехуровневый пол, передающий архитектуру Афинского Акрополя. Это один из самых больших и красивых залов, в котором представлены слепки с сохранившихся статуй и рельефов Древней Греции. В частности, портик храма Эрехтейон в натуральную величину и портик храма Гефеста на Афинской агоре – торговой площади.
Двуглавый бык. Около 510 года до н.э.
Двуглавый бык. Около 510 года до н.э.
Это слепок в натуральную величину огромной капители колонны из зала приемов во дворце Дария I в Сузах (Иран).
Богиня Афина
Богиня Афина
У этой скульптуры особая история. Подлинник под названием «Афина Парфенос» - был утрачен. Это была древнегреческая скульптура работы Фидия, созданная в 447−438 годах до н. э., она известна лишь по описаниям. Статуя была установлена на вершине Акрополя, в главном храме - Парфеноне. Позднее была выполнена мраморная римская копия статуи, которая первоначально находилась в собрании Медичи, а сейчас хранится в Школе изящных искусств, Париж.
Афина Лемния
Афина Лемния
Бронзовая статуя богини Афины, созданная знаменитым греческим скульптором Фидием в 450—440 гг. до н. э., тоже не сохранилась и известна лишь по римским копиям. Тем не менее, не ясно, являются ли сохранившиеся фрагменты этих копий повторением именно «Афины Лемнии». В ГМИИ представлен слепок Головы Паладжи из Археологического музея Болоньи.
Статуи в Греческом дворике
Статуи в Греческом дворике
Первый справа - Зевс. Римская копия с бронзового оригинала третьей четверти V в. до н.э. Далее - ещё одна Афина Лемния. Слепок с копии, хранящейся в музее изобразительных искусств в Дрездене.
Южный портик храма Эрехтейон
Южный портик храма Эрехтейон
Портик храма из Афинского акрополя, со статуями девушек-кариатид вместо колонн, он воспроизведен в натуральную величину.
Греческий дворик
Греческий дворик
Кариатида ( I-II век н.э.), Мельпомена (мраморный подлинник II века до н.э. находится в Риме) и Лев из святилища Исиды и Сераписа в Риме (начало III века н.э.)
Спящая Ариадна, I-II век н.э.
Спящая Ариадна, I-II век н.э.
Мраморная античная скульптура Спящая Ариадна, ранее известная как Клеопатра, была найдена в 1512 году в Палестрине (Лацио). Представляет собой древнеримскую копию более раннего, эллинистического оригинала II века до н. э. Экспонируется в Галерее статуй Музея Пио-Клементино в Ватикане.
Скульптурная группа западного фронтона храма Афины Афайи на острове Эгина. 490-480 г.г. до н.э.
Скульптурная группа западного фронтона храма Афины Афайи на острове Эгина. 490-480 г.г. до н.э.
Герма бородатого бога
Герма бородатого бога
Мраморный портрет бородатого бога. Поверхность мрамора отполирована, в исполнении рта и волос применен специальный инструмент (бурав), что указывает на работу не греческого, но римского скульптора. По мнению ученых, это копия римского времени, которая, возможно, воспроизводит утраченный греческий памятник — статую Гермеса работы скульптора Алкмена (вторая половина V в. до н. э.). Когда-то она стояла у входа на афинский Акрополь.
Саркофаг из коллекции Уварова
Саркофаг из коллекции Уварова
Саркофаг (датируется около 210 г.) был приобретен С.С.Уваровым в 1843 году в Риме. Ранее принадлежал роду Альтемпс. Поражает удивительной сохранностью. Темой изображений служат мифы дионисийского цикла, проникнутые идеей возрождения после смерти. В центре одной из продольных сторон представлен миф о нахождении Дионисом Ариадны, оставленной афинским героем Тезеем по пути с Крита. На саркофаге львиные маски, которые имеют устрашающий и вместе с тем трагический вид. На скругленном торце изображён стоящий Дионис с жезлом-тирсом в правой руке и канфаром (двуручным кубком) - в левой, в окружении своей свиты из сатиров.
Саркофаг из коллекции Уварова, фрагмент
Саркофаг из коллекции Уварова, фрагмент
Саркофаг поступил в ГМИИ с 1925 году из имения Уваровых «Поречье» под Можайском
Голова «Афродиты Голенищева»
Голова «Афродиты Голенищева»
Древняя Греция. Конец IV – начало III веков до н.э. Из собрания В.С.Голенищева, который приобрел её в Ахмиме (Египет). Работа — александрийская, судя по многочисленным аналогиям таких специфических черт, как форма головы, ее поворот и наклон.Очевидно, мраморная голова была частью статуи богини и венчала мраморный же (или высеченный из другого камня) торс.
Тесей и Минотавр. Римская мозаика. I - II вв. н. э.
Тесей и Минотавр. Римская мозаика. I - II вв. н. э.
Эта мозаика была куплена в Италии графом Орловым-Давыдовым и привезена в Россию. В его подмосковной усадьбе «Отрада» она была вделана в пол павильона - летней ванной комнаты. Найденная там в 1927 году мозаика поступила в собрание ГМИИ.
 Две симы. Древнеримское искусство
Две симы. Древнеримское искусство
Две симы - головы диких кошек с фонтана виллы Пизона в Геркулануме ( I век н.э.). Оригинал хранится в Археологическом музее Неаполя.
Рельеф Кампана с изображением Палестры
Рельеф Кампана с изображением Палестры
Палестрой в Древней Греции называлась спортивная школа, где занимались мальчики с 12 до 16 лет. На рельефе ( Рим, I в. до н.э. -  I в. н.э.) изображен храм коринфского ордера, увенчанный треугольным фронтоном, с примыкающей к нему палестрой для тренировок мальчиков.
Моисей
Моисей
Реплика знаменитой скульптурной группы, созданной около 1513 года великим Микеланджело для надгробия папы Юлиана II в храме Сан-Пьетро-Винколи, Рим.
Меркурий
Меркурий
Слепок со знаменитой скульптуры Джованни да Болонья (Джамболонья, Жан де Булонь) 1580 года. Оригинал хранится во Флоренции, в Национальном музее Барджелло.
В зале представлены слепки с выдающихся произведений итальянской скульптуры раннего Возрождения – эпохи Кватроченто (15-й век).
В зале представлены слепки с выдающихся произведений итальянской скульптуры раннего Возрождения – эпохи Кватроченто (15-й век).
В эпоху кватроченто получило новое развитие традиционное для этого региона (Рима) искусство работы с камнем. В XV веке появился новый вид скульптуры: так называемый «живописный» или «перспективный» барельеф, отличающийся подробной детализацией.
Кафедра из флорентийской базилики Санта Кроче (фрагмент)
Кафедра из флорентийской базилики Санта Кроче (фрагмент)
Кафедру (1480-85 г.г.) украшают пять сюжетных рельефов со сценами из жизни Святого Франциска. Рельефы разделены коринфскими колонетами, обрамленными изящными резными классическими лепнинами, а внизу, ближе к уровню глаз, завершающий поясок покрыт корзинчатой резьбой.
Кантория (Трибуна для певчих)
Кантория (Трибуна для певчих)
Слепок мраморной кантории (1437 год) из собора Санта-Мария-дель-Фьори во Флоренции
Европейское искусство Средних веков
Европейское искусство Средних веков
В зале представлены слепки и копии с выдающихся произведений раннехристианского, византийского и западноевропейского искусства за период с V по XV век. Так, монументальный «Колодец пророков» был создан Клаусом Слютером в 1405 году.
Купель
Купель
Бронзовая купель неизвестного мастера, около 1220-го года, находится в Соборе Вознесения Богоматери Хильдесхайм, Германия
Купель
Купель
Бронзовая купель работы Рюнье де Юи, 1107-1118 г.г., находится в коллегиальной церкви Сент-Бертелеми в бельгийском городе Льеж.
Европейское искусство Средних веков
Европейское искусство Средних веков
Европейское искусство Средних веков
Европейское искусство Средних веков
Оформление самого зала выполнено, как в византийских храмах, невольно вспоминаются мозаики и балочные потолки Базилики Рождества Христова в Вифлееме. Здесь, однако, представлены копии мозаик из Венеции - Часовни Зенона в соборе Святого Марка (Zeno Chapel).
Искусство Древней Италии и Древнего Рима
Искусство Древней Италии и Древнего Рима
За период в двенадцать столетий, от легендарного основания Рима в 754/53 году до н. э. до падения Западной Римской империи в 476 году нашего времени.
Канделябр  (фрагмент)
Канделябр (фрагмент)
Мраморный подлинник этого массивного канделябра (первого века н.э.) хранится в Национальном археологическом музее Неаполя.
Зал «Искусство Древней Италии и Древнего Рима», фрагмент
Зал «Искусство Древней Италии и Древнего Рима», фрагмент
Великолепны не только экспонаты, но и декор музейного интерьера! Здесь использованы типичные для римской архитектуры сводчатые конструкции, гладкоствольные колонны с пышными коринфскими капителями, которые поддерживают раскреповки – выступы антаблемента, богато украшенного рельефами и росписями потолка. Прототипами для оформления зала послужили «Золотой дом» Нерона (I века н. э.) и термы Диоклетиана (рубежа III и IV веков).
Бог реки Нил
Бог реки Нил
Римская копия втоpой половины I в. с александpийской скульптуpы эллинистического вpемени. Оригинал хранится в Ватиканском музееПио-Клементино. Бога окружают 16 младенцев, олицетворяющих 16 локтей (мера длины), на которые поднимаются воды реки Нил во время разлива. Младенцы забираются на руки, плечи и колени божества или плескаются в воде, бесстрашно играя с речным конем, крокодилом и ихневмоном (египетским мангустом).
Бог реки Нил (фрагмент)
Бог реки Нил (фрагмент)
Рог изобилия символизирует значение реки для плодородия земель, где она протекает. Сфинкс указывает на то, что земли эти принадлежат Египту.
Бог реки Нил (фрагмент)
Бог реки Нил (фрагмент)
Игра с ихневмоном
Греческое искусство поздней классики и эллинизма
Греческое искусство поздней классики и эллинизма
В этом зале экспонируются слепки самых, пожалуй, известных в мире скульптур: Венера Милосская, Отдыхающий Гермес, Отдыхающий Сатир и др.
«Фарнезский бык»
«Фарнезский бык»
«Фарнезский бык» или «Наказание Дирки» - скульптура, созданная около 50 года до н. э. Аполлонием и Тавриском из Тралл. Мраморный подлинник хранится в Национальном археологическом музее Неаполя.
«Фарнезский бык»
«Фарнезский бык»
Братья Амфион и Зеф наказывают Дирцею (Дирку) - жену фиванского царя Лика - за жестокое обращение с их матерью Антиопой. Скульптурная группа изображает сцену казни: братья привязывают мучительницу своей матери к рогам быка, обрекая на ту страшную смерть, которую Дирка готовила Антиопе.
Ника Самофракийская (II в. до н. э.)
Ника Самофракийская (II в. до н. э.)
Мраморная статуя крылатой греческой богини была найдена фран­цуз­ским кон­су­лом и архео­ло­гом-люби­те­лем Шар­лем Шам­пу­азо, в 1863 году на греческом острове в Эгей­ском море. В том же году её пере­вез­ли в Париж. С 1884 года статуя украшает лест­ни­цу Дарю в Лув­ре
Гар­мо­ния и совер­шен­ство фор­мы...
Гар­мо­ния и совер­шен­ство фор­мы...
Явление Сивиллы императору Августу
Явление Сивиллы императору Августу
Мне всегда хотелось представить, как могли выглядеть улицы античных городов. Мы ведь видим теперь лишь руины да обломки колонн...Художник Парис Бордоне в 1550-е создал замечательную реконструкцию - пример сочиненного архитектурного пейзажа. На большом полотне размером 165x230 см, он изобразил «пять архитектурных ордеров в перспективе». Главные герои картины - явно не император и пророчица, а безупречно выстроенное пространство античного города.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому