Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 10:16
Фотоальбом

Люблино. Погружение в историю дворянского гнезда

iPhone 11
35 48

Дворянские усадьбы, окружающие Москву, увлекли меня еще в 2019 году, когда мы с дочкой с интересом изучали Кусково, Коломенское, Царицыно, каждый раз погружаясь в прекрасную атмосферу и соприкасаясь с новыми и новыми историями. В этот приезд я тоже хотела сделать акцент именно на посещении усадьб, но вышло немного иначе. Тем не менее, кое-какие из замечательных и запоминающихся мест всё-таки «упали в копилку». Одним из них стала музей-усадьба Люблино.

Усадьба Люблино — один из примеров разнообразного архитектурного наследия, которым обогатилась страна на протяжении 18–19 в.в. Строительство подобных усадеб по всей Российской империи началось в конце 18 века, после того, как указом от 1762 года император Петр III освободил дворян от обязательного несения службы. Многие тогда предпочли карьере тихую жизнь в собственном поместье и, как следствие, в уединенных уголках стали появляться «дворянские гнёзда» с господскими домами, парками и различными служебными постройками.

История поместья Люблино уходит корнями в 17 век, когда этими землями владели потомки бояр Годуновых, чей род пресёкся в 1730-е годы. Далее более полувека хозяевами имения были дворяне Прозоровские, а после 1790 года оно поменяло еще нескольких хозяев. Когда в 1800-ом году эти земли в очередной раз были выставлены на торги, покупателем стал Николай Алексеевич Дурасов, известный в то время купец, промышленник и меценат. Он-то и затеял новое строительство и глобальную перестройку старой усадьбы, которая окончательно потеряла свой изначальный вид, но получила тот облик, который теперь, по прошествии более двухсот лет, можно считать историческим.

Билеты в кассе Люблино мы купили на три входа: во дворец Дурасова — главный дом усадьбы, плюс на две выставки, проходившие в здании Театральной школы — бывшем Крепостном театре Дурасова. О первой выставке, посвященной истории русского шоколада, я всё же напишу отдельно. О второй, которая называлась «Три века Парфюмерии» упомяну здесь. Как и о нескольких других экспозициях, которые разместились в главном доме и стали для нас приятным сюрпризом.

У Москвы есть весьма приятная особенность - при желании в этом городе всегда можно найти места, совершенно «выключенные» из бешеного городского ритма. В этих местах царит полная гармония природы, и почти не верится, что мы всё ещё находимся внутри огромного мегаполиса. Замечательно, что год от года существованию подобных природных островков придаётся всё большее значением власти не жалеют средств на их благоустройство.
У Москвы есть весьма приятная особенность - при желании в этом городе всегда можно найти места, совершенно «выключенные» из бешеного городского ритма. В этих местах царит полная гармония природы, и почти не верится, что мы всё ещё находимся внутри огромного мегаполиса. Замечательно, что год от года существованию подобных природных островков придаётся всё большее значением власти не жалеют средств на их благоустройство.
В свой первый (по прилёту - не считаем) полный день в Москве мы с дочкой могли в этом убедиться. Взяв курс на юго-восток столицы, мы доехали до станции метро «Волжская», откуда удобно добираться в усадьбу Люблино. И вот, отойдя всего на полсотни метров от шумящей автомобилями Краснодонской улицы, мы с удивлением осознали, что оказались в иной, почти идиллической реальности. Путь до усадьбы пролегал по кромке леса, вдоль берега огромного пруда.
В свой первый (по прилёту - не считаем) полный день в Москве мы с дочкой могли в этом убедиться. Взяв курс на юго-восток столицы, мы доехали до станции метро «Волжская», откуда удобно добираться в усадьбу Люблино. И вот, отойдя всего на полсотни метров от шумящей автомобилями Краснодонской улицы, мы с удивлением осознали, что оказались в иной, почти идиллической реальности. Путь до усадьбы пролегал по кромке леса, вдоль берега огромного пруда.
Единая система Кузьминских прудов, в которую входит и самый большой из них - Люблинский пруд, расположена последовательным каскадом на реке Чурилихе. Люблинский пруд находится в устье реки, замыкая всю эту каскадную систему. И кстати, он является одним из крупнейших прудов Москвы. Пруд, конечно, искусственный, но создан ещё в конце 18 века, так что вся сопутствующая экосистема давно сложилась: чайки парят, уточки плавают, всяческой рыбы множество - благодать. В Люблинском пруду водятся караси, окуни, плотва и прочие сомы и судаки, на радость рыболовам-любителям. Но у берегов водичка кое-где цветёт. Как говорится, природа берет своё.
Единая система Кузьминских прудов, в которую входит и самый большой из них - Люблинский пруд, расположена последовательным каскадом на реке Чурилихе. Люблинский пруд находится в устье реки, замыкая всю эту каскадную систему. И кстати, он является одним из крупнейших прудов Москвы. Пруд, конечно, искусственный, но создан ещё в конце 18 века, так что вся сопутствующая экосистема давно сложилась: чайки парят, уточки плавают, всяческой рыбы множество - благодать. В Люблинском пруду водятся караси, окуни, плотва и прочие сомы и судаки, на радость рыболовам-любителям. Но у берегов водичка кое-где цветёт. Как говорится, природа берет своё.
В 18 веке на месте Люблинского пруда стояла деревня Люблино. Деревня принадлежала князю В. И. Прозоровскому, который в начале 1800-х годов продал её действительному статскому советнику Н. А. Дурасову. Так что создание пруда скорее всего связано со строительством усадьбы Дурасова, также называемой Люблинской. 

Если мысленно перенестись в прошлое, можно представить себе деревеньку, стоящую в окружении густого леса. Теперь на месте деревеньки пруд, а лес превратился в огромный, площадью 91 Га, лесопарк или Парк усадьбы Люблино, облик которого также был сформирован в начале 19 века, при новом владельце территории, статском советнике Николае Дурасове.
В 18 веке на месте Люблинского пруда стояла деревня Люблино. Деревня принадлежала князю В. И. Прозоровскому, который в начале 1800-х годов продал её действительному статскому советнику Н. А. Дурасову. Так что создание пруда скорее всего связано со строительством усадьбы Дурасова, также называемой Люблинской. Если мысленно перенестись в прошлое, можно представить себе деревеньку, стоящую в окружении густого леса. Теперь на месте деревеньки пруд, а лес превратился в огромный, площадью 91 Га, лесопарк или Парк усадьбы Люблино, облик которого также был сформирован в начале 19 века, при новом владельце территории, статском советнике Николае Дурасове.
В советское время приусадебный лесопарк был превращён в место общественного отдыха, так же, как и лес на противоположном берегу и лодочная станция вошли в состав парка Шкулева, который территориально относится уже к району Текстильщики.
В советское время приусадебный лесопарк был превращён в место общественного отдыха, так же, как и лес на противоположном берегу и лодочная станция вошли в состав парка Шкулева, который территориально относится уже к району Текстильщики.
В любом случае, гуляя по парку, ощущаешь себя в настоящем лесу, среди шумящих кронами клёнов, берёз и дубов. Слышен стук дятла, щебет певчих птиц , а среди деревьев и вдоль дорожек снуют, не пугаясь прохожих, симпатичные белки.
В любом случае, гуляя по парку, ощущаешь себя в настоящем лесу, среди шумящих кронами клёнов, берёз и дубов. Слышен стук дятла, щебет певчих птиц , а среди деревьев и вдоль дорожек снуют, не пугаясь прохожих, симпатичные белки.
В поисках музея-усадьбы «Люблино» среди всей этой лесной благодати, мы с дочкой едва не заплутали, благо вовремя заметили указатель, и через несколько минут среди листвы проглянули очертания театральной школы и барского дома, который гордо именуется дворцом Дурасова.
В поисках музея-усадьбы «Люблино» среди всей этой лесной благодати, мы с дочкой едва не заплутали, благо вовремя заметили указатель, и через несколько минут среди листвы проглянули очертания театральной школы и барского дома, который гордо именуется дворцом Дурасова.
Трехъярусный главный дом усадьбы Дурасова построен между 1801 и 1806 годами, по уникальному для московской архитектуры плану. Дом имеет форму креста, наложенного на окружность. Круг складывается из двухрядных колоннад открытых галерей. Необычный вид дворца породил легенду о том, что владелец пожелал увековечить получение им креста ордена Святой Анны, форму которого повторяет здание.
Трехъярусный главный дом усадьбы Дурасова построен между 1801 и 1806 годами, по уникальному для московской архитектуры плану. Дом имеет форму креста, наложенного на окружность. Круг складывается из двухрядных колоннад открытых галерей. Необычный вид дворца породил легенду о том, что владелец пожелал увековечить получение им креста ордена Святой Анны, форму которого повторяет здание.
На самом верху установлена статуя Аполлона, и в этом, как оказалось, есть особый смысл.  Дворец задумывался, как храм искусства и предназначался не для проживания, а только для развлечений.
На самом верху установлена статуя Аполлона, и в этом, как оказалось, есть особый смысл. Дворец задумывался, как храм искусства и предназначался не для проживания, а только для развлечений.
Музы и античные боги украшают фасады «храма искусства»
Музы и античные боги украшают фасады «храма искусства»
Дворец предназначался для развлечений,

поэтому, рассматривая восстановленные интерьеры, мы не увидели здесь спален или рабочего кабинета. Исключительно залы для танцев, музицирования, концертов…
Дворец предназначался для развлечений, поэтому, рассматривая восстановленные интерьеры, мы не увидели здесь спален или рабочего кабинета. Исключительно залы для танцев, музицирования, концертов…
Интерьеры дворца Дурасова
Интерьеры дворца Дурасова
В оформлении интерьеров преобладают античные сюжеты. Росписи-обманки, так мастерски воспроизводящие «рельеф», созданы известным декоратором того времени - Доменико Скотти. Техника, имитирующая скульптурные формы, называется «гризайль».
Интерьеры дворца Дурасова
Интерьеры дворца Дурасова
Центральный круглый зал, по задумке, символизирует утро. Паркет на полу здесь выложен в форме солнца с расходящимися из центра лучами, а на потолочном плафоне изображен утренний выход богини Венеры.
Круглый зал
Круглый зал
На потолочном плафоне изображен утренний выход богини Венеры.
Мраморный зал
Мраморный зал
В зелёном Мраморном зале устраивали танцы. Из этого зала через боковые двери гости могли совершить церемонный обход по круговым галереям первого этажа во время полонеза или котильона.
Мраморный зал
Мраморный зал
В декоре зала использован искусственный мрамор стукко, который в начале 19 века стоил дороже природного и был в большой моде у тогдашних богачей. Зелёный цвет символизирует летний день.
Мраморный зал
Мраморный зал
Потолок Мраморного зала украшает рисунок Скотти «Пир Вакха на острове Наксос».
Розовая гостиная
Розовая гостиная
Розовая гостиная окрашена в тона закатного неба и символизирует вечер. Колонны делят гостиную на три части, делая похожей на парковую беседку. Декорация потолка и паркета – аллюзия на только-только появившиеся на небе звезды и их отражение на глади пруда.
Розовая гостиная
Розовая гостиная
Розовая гостиная предназначалась для развлечений, связанных с музыкой. В ней часто звучали оркестровые концерты, слышалось пение известных артистов, проходили театральные постановки.
В наши дни розовая гостиная обрела «второе дыхание» -здесь регулярно стали проводиться камерные концерты классической музыки.
В наши дни розовая гостиная обрела «второе дыхание» -здесь регулярно стали проводиться камерные концерты классической музыки.
Кроме того, во дворце Дурасова постоянно проводятся различные выставки, экспонаты которых умело и ненавязчиво «вписаны» в интерьеры залов. Мы застали сразу три темы, всего понемногу: живописи, исторической одежды, вееров и авторских кукол.
Кроме того, во дворце Дурасова постоянно проводятся различные выставки, экспонаты которых умело и ненавязчиво «вписаны» в интерьеры залов. Мы застали сразу три темы, всего понемногу: живописи, исторической одежды, вееров и авторских кукол.
Исторические платья, особенно такие роскошные, и платьями-то не назовёшь - только уникальными произведениями искусства.
Исторические платья, особенно такие роскошные, и платьями-то не назовёшь - только уникальными произведениями искусства.
За стол садиться нельзя, но мы так... по-быстрому )
За стол садиться нельзя, но мы так... по-быстрому )
Не подурачиться и запретов не понарушать - считай, день зря прошёл ))
Не подурачиться и запретов не понарушать - считай, день зря прошёл ))
Портреты на стенах я не фотографировала, кроме этого единственного. На нём изображена некая Графиня Софья Александровна Строганова, урождённая Урусова. Внимание привлекли две вещи: красота девушки и годы её жизни (1779-1801).
Портреты на стенах я не фотографировала, кроме этого единственного. На нём изображена некая Графиня Софья Александровна Строганова, урождённая Урусова. Внимание привлекли две вещи: красота девушки и годы её жизни (1779-1801).
Веер из коллекции вееров и предметов быта конца 18 - 19 века
Веер из коллекции вееров и предметов быта конца 18 - 19 века
Каждый веер – искушение красотой и историей, изысканностью стиля барокко
Каждый веер – искушение красотой и историей, изысканностью стиля барокко
В мире европейской аристократии конца 18 – начала 20 века веер был одним из самых загадочных аксессуаров и настоящим символом эпохи.
В мире европейской аристократии конца 18 – начала 20 века веер был одним из самых загадочных аксессуаров и настоящим символом эпохи.
На приемах и балах веером обмахивались все присутствующие барышни, начиная с 13-летнего возраста. Существовал специальный «язык жестов», на котором при помощи веера дама могла выразить расположение, симпатию, любовь, презрение, сомнение – в общем, всю палитру своих чувств.
На приемах и балах веером обмахивались все присутствующие барышни, начиная с 13-летнего возраста. Существовал специальный «язык жестов», на котором при помощи веера дама могла выразить расположение, симпатию, любовь, презрение, сомнение – в общем, всю палитру своих чувств.
Аксессуары ушедшей эпохи...
Аксессуары ушедшей эпохи...
Бельведер
Бельведер
В третьем этаже здание дворца венчает собой Бельведер, которому примыкают четыре небольших помещения с огромными полуциркульными окнами. При Дурасове свод Бельведера был расписан кессонами с розетками виде цветов. Это художественное оформление не дошло до наших дней, но в 2012-м году роспись была воссоздана по историческим аналогам начала 19-го столетия.
Роспись была воссоздана по историческим аналогам начала 19-го столетия.
Роспись была воссоздана по историческим аналогам начала 19-го столетия.
Бельведер
Бельведер
Картины, представленные в экспозиции «Непреходящий полёт души» были размещены в подрамниках по периметру Бельведера.
«Непреходящий полёт души»
«Непреходящий полёт души»
«Осенних дней пора. Усадьба Влахернское-Кузьминки», автор Машков И.Г., 2020
«Непреходящий полёт души»
«Непреходящий полёт души»
«Отражение. Усадьба Влахернское-Кузьминки», автор Машков И.Г., 2018
«Непреходящий полёт души»
«Непреходящий полёт души»
«Весенние проталины» в усадьбе Люблино; автор Машков И.Г., 2020
«Непреходящий полёт души»
«Непреходящий полёт души»
«В аллее парка, Кусково, Павильон Эрмитаж», автор Машков И.Г., 2018
«Непреходящий полёт души»
«Непреходящий полёт души»
«Вечернее свидание. Усадьба Остафьево», автор Машков И.Г., 2023
Выставка художественных кукол «Народы России — Сердце России»
Выставка художественных кукол «Народы России — Сердце России»
Выставка кукол была размещена в одном из примыкающих к Бельведеру помещений. Из-за света, льющегося из огромных окон, стеклянные витрины очень бликовали. Фотографировать получилось только фрагментарно, прижимая объектив к стеклу.
Выставка художественных кукол «Народы России — Сердце России»
Выставка художественных кукол «Народы России — Сердце России»
Более 20 мастеров из Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, которые живут в разных регионах — от Калининграда до Якутска предоставили свои работы для экспозиции в Люблино.
Выставка художественных кукол «Народы России — Сердце России»
Выставка художественных кукол «Народы России — Сердце России»
Мастера постарались отобразить душу и колорит разных народов через характерные танцевальные жесты и кропотливо созданные детали национальных костюмов.
Для кукольных костюмов использованы редкие винтажные ткани и элементы традиционного декора для каждого народа.
Для кукольных костюмов использованы редкие винтажные ткани и элементы традиционного декора для каждого народа.
Все куклы на выставке уникальны и выполнены в единственном экземпляре.
Все куклы на выставке уникальны и выполнены в единственном экземпляре.
 «Танец» - Северная Осетия
«Танец» - Северная Осетия
«Народы России — Сердце России»
«Народы России — Сердце России»
«Ярослава - русская красавица»
«Народы России — Сердце России»
«Народы России — Сердце России»
«Кадын. Беглянка». Автор Татьяна Мозжерина по профессии филолог, она посвятила работу своей родине — горному Алтаю. В отделке использованы мех, бисер, стразы, металл, национальный орнамент.
 «Кадын. Беглянка», фрагмент.
«Кадын. Беглянка», фрагмент.
Здание Театральной школы
Здание Театральной школы
Ещё две большие выставки, которые в момент нашего посещения проходили в усадьбе Люблино, разместились в здании Театральной школы. Это здание, которое также является национальным историческим памятником, Дурасов построил в 1806 году, когда завел у себя в усадьбе крепостной театр.
Здание Театральной школы
Здание Театральной школы
Усадебный театр Дурасова одно время соперничал с шереметьевским за звание лучшего в Москве. В труппу входили до 120 актеров из крепостных крестьян, обучавшихся азам драматического искусства прямо в усадьбе.
Необычный выставочный проект «Три века русской парфюмерии» предваряла чудесная афиша, выполненная в стиле ар-деко. Манера её исполнения сразу напомнила афиши Альфонса Мухи к парижским спектаклям.
Необычный выставочный проект «Три века русской парфюмерии» предваряла чудесная афиша, выполненная в стиле ар-деко. Манера её исполнения сразу напомнила афиши Альфонса Мухи к парижским спектаклям.
«Три века русской парфюмерии»
«Три века русской парфюмерии»
Размещать различные исторические экспозиции в соответствующих эпохе интерьерах дворца и театральной школы - действительно, отличная идея.
«Три века русской парфюмерии»
«Три века русской парфюмерии»
Сама экспозиция состояла из множества «дамских штучек», среди которых были великолепные флаконы духов, уникальные парфюмерные и косметические наборы, рекламные буклеты дореволюционной и советской эпох.
«Три века русской парфюмерии»
«Три века русской парфюмерии»
В в конце прошлого — начале нынешнего столетия, утилитарная по своему назначению, парфюмерия дала миру множество уникальных по дизайну флаконов и других вещиц, превратившихся стараниями искуснейших мастеров из предметов привычного обихода в маленькие шедевры музеев и частных коллекций.
«Три века русской парфюмерии»
«Три века русской парфюмерии»
Большинство предметов являются редчайшими и бесценными экспонатами из частных коллекций, чудом сохранившиеся в превосходном состоянии.
«Три века русской парфюмерии»
«Три века русской парфюмерии»
Представлены шедевры русского парфюмерного искусства дореволюционного периода, например, знаменитые парфюмерные наборы
«Три века русской парфюмерии»
«Три века русской парфюмерии»
В центре витрины - уникальный парфюмерный флакон с портретом императрицы Марии Федоровны, выполненный в 60-е годы 19 века из рубинового стекла с золочением

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому