Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была вчера 22:47

В начале июня, находясь в Москве, я часто сетовала, что 24 часов в сутках явно не недостаточно. Помимо намеченного заранее, столько интересного происходило вокруг! А моя сестра всё подбрасывала и подбрасывала новых идей. Так, от нее я услышала, что в музее им. А. С. Пушкина проходит выставка «Золото Сарматских вождей». Кто такие сарматы, мне было неведомо, да и других планов было слишком много, но через несколько часов об этой же выставке заговорила моя хорошая московская подруга, а к таким совпадениям я стараюсь относиться внимательно. Потому уже назавтра в Пушкинском музее мы знакомились с удивительными сокровищами, которые были найдены на раскопках в 1986 — 1990, 2004 — 2009 и 2013 — 2014 годах возле деревни Филипповка в Оренбургской области.

С 4 века до н. э. по 4 век н. э. на бескрайних пространствах евразийских степей от Южного Приуралья до Западного Причерноморья обитали кочевые скотоводческие племена. Многие сейчас вспомнят скифов. Так вот, скифы кочевали в причерноморских степях, сарматы — их восточные соседи, вышли из степей Южного Урала. По мнению ученых, национальную принадлежность сарматов можно определить, как «индо-иранцы». Сарматы — обобщенное название, которое в современности присвоено этим древним ираноязычным кочевым племенам.

Около 2500 лет назад сарматы, неуклонно продвигаясь на запад в поиске новых пастбищ, осваивали всё новые территории. Однако, постоянно следуя за своими стадами по просторам степей, сарматы не оставили после себя ни городов, ни поселений, не имели они и письменности, поэтому составить их историю можно только базируясь на археологических находках. А какие в таком случае могут быть находки? Только могильники и их содержимое.

В междуречье Урала и Илека находится множество курганов, и не все они изучены. Например, курганный могильник возле Филипповки представляет собой комплекс из трех десятков захоронений, которые принадлежат к сарматской культуре 5–4 веко в. до н. э. Археологи ведут раскопки на этом месте поэтапно, уже почти 40 лет, делая всё новые открытия о культуре, верованиях и быте народа, проживавшего на территории Южного Урала тысячелетия назад.

Найденные могильники сарматов очень разные, их обустраивали в зависимости от статуса умершего. Так, «царские» курганы достигали 18 метров в высоту и 150–200 метров в диаметре.

Сарматы верили в существование загробной жизни, и в последний путь снаряжали своих близких всем необходимым. Когда умирал мужчина, его хоронили с оружием: мечом, колчаном со стрелами, копьем. В женских погребениях обычно присутствуют украшения: браслеты, серьги и бусы.

В ходе современных раскопок была обнаружена нетронутая могила сармата. На нем сохранились одежда и золотые украшения, в руке — серебряное зеркало. Всего в этом погребении нашли свыше тысячи предметов из серебра и золота.

Кроме того, при захоронениях, очевидно, использовали различные ритуальные предметы, которые затем тоже оставляли рядом умершими, в курганах. Самыми знаменитыми из найденных археологами артефактов, являются «золотые олени» — деревянные фигурки, обложенные золотом, с выдающимися разветвленными рогами. Таких оленей в Филипповке обнаружили 26, в Москву на выставку привезено 14. Олени и занимают всю центральную часть экспозиции.

Древние золотые олени - шедевр декоративно-прикладного искусства, одно из самобытных ответвлений так называемого скифо-сибирского «звериного стиля». Доподлинно неизвестно, в каких именно ритуалах использовались эти олени, но очевидно, что они указывали на три уровня мира: верхний, средний и нижний. Согласно верованиям кочевников, хищники принадлежали Подземному миру – миру смерти, Средний мир — земной мир – населяли люди и травоядные животные, а птицы обитали в верхнем, Небесном мире.
Древние золотые олени - шедевр декоративно-прикладного искусства, одно из самобытных ответвлений так называемого скифо-сибирского «звериного стиля». Доподлинно неизвестно, в каких именно ритуалах использовались эти олени, но очевидно, что они указывали на три уровня мира: верхний, средний и нижний. Согласно верованиям кочевников, хищники принадлежали Подземному миру – миру смерти, Средний мир — земной мир – населяли люди и травоядные животные, а птицы обитали в верхнем, Небесном мире.
Есть версия, что фигурки сарматских оленей, несущие в себе символику всех трёх миров, служили при обрядах погребения артефактами-проводниками. Олень мог путешествовать между мирами и сопровождать умершего человека.
Есть версия, что фигурки сарматских оленей, несущие в себе символику всех трёх миров, служили при обрядах погребения артефактами-проводниками. Олень мог путешествовать между мирами и сопровождать умершего человека.
Олени сделаны из дерева и обшиты тонкими листами драгоценного металла. Рога покрывает золото высочайшей пробы, тело оленя обшито чуть менее чистым золотом, чья проба сравнима с пробой современных золотых колец, чем ближе к подставке, тем в сплаве больше серебра. То есть, рога оленей сияют, как солнце, а ноги, копытца серебрятся, как луна - день и ночь, жизнь и смерть.
Олени сделаны из дерева и обшиты тонкими листами драгоценного металла. Рога покрывает золото высочайшей пробы, тело оленя обшито чуть менее чистым золотом, чья проба сравнима с пробой современных золотых колец, чем ближе к подставке, тем в сплаве больше серебра. То есть, рога оленей сияют, как солнце, а ноги, копытца серебрятся, как луна - день и ночь, жизнь и смерть.
Приёмы декоративной стилизации:
Приёмы декоративной стилизации:
У оленей преувеличенно длинные уши, чрезмерно вытянутые морды, полные хищных клыков и огромные рога, в завитки которых «вплетены»головы грифов с длинными, загнутыми клювами. Таким образом фигурка оленя объединяет в себе хищника, травоядное животное, и птицу - нижний, средний и небесный миры.
Среди экспонатов выставки, помимо всем известных золотых оленей, представлены и другие драгоценные находки: утварь с золотыми накладками в виде птиц и зверей, холодное оружие, женские украшения.
Среди экспонатов выставки, помимо всем известных золотых оленей, представлены и другие драгоценные находки: утварь с золотыми накладками в виде птиц и зверей, холодное оружие, женские украшения.
Приёмы декоративной стилизации:
Приёмы декоративной стилизации:
Сарматы были очень воинственными кочевниками, что нашло отображение и в их искусстве: многократно используются сюжеты борьбы животных, еще чаще - хищников, грызущих свои жертвы. Такие приемы «звериного» стиля использованы даже в оформлении ювелирных изделий.
Приёмы декоративной стилизации:
Приёмы декоративной стилизации:
Интересно, что амулет, символизирующий приход весны, у воинственных сарматов украшают не цветочки, а грызущиеся верблюды. Известно, что верблюды вступают в бои из-за самок лишь раз в году, весной. Ученые предполагают, что этот предмет, возможно, происходит из Ирана, так как сами сарматы изображали верблюдов несколько иначе.
Ритуальная чаша
Ритуальная чаша
Сдвоенный сосуд, покрытый серебром, украшают головы архаров, глядящие в разные стороны. Золото и серебро - солнечный день и лунная ночь, жизнь и смерть - два металла, как два проявления бытия, неразрывно спаянные воедино.
Ритуальная чаша
Ритуальная чаша
Чаша с золотыми пластинами в форме медведя Эта чаша тоже, по мнению экспертов, может быть только ритуальной. Медведь - тотемное животное, еще более древнее, чем олень.
Морда медведя расколота пополам слишком аккуратно, одним сильным ударом. Очевидно, во время свершения некоего обряда.
Морда медведя расколота пополам слишком аккуратно, одним сильным ударом. Очевидно, во время свершения некоего обряда.
Ритуальная чаша
Ритуальная чаша
Сосуд с золотой оковкой, на которой выгравированы олени, а ручка выполнена в виде фигуры хищного грифона
Ритуальная чаша
Ритуальная чаша
Сосуд с ручкой в форме головы хищника. На золотой оковке выгравированы лапы хищника и головы грифонов. Звериные мотивы в искусстве сарматов отражают сложный духовный мир древних народов, передают их идеологию и религию. Изображения благородного оленя, горного козла, кабана, волка, грифона наиболее распространены в сарматском искусстве.
Золотой сосуд с ручками в виде фигурок архаров
Золотой сосуд с ручками в виде фигурок архаров
Золотой сосуд с ручками в виде фигурок архаров - один из символов царской власти у древних иранских племен. Маловероятно, что кочевники были способны самостоятельно сделать столь высокохудожественные произведения. Возможно, изделия выполнялись для сарматов, по их заказу. А кое-что, скорее всего, было захвачено сарматами во время своих походов, как например, этот кувшин, которому 2500 лет.
Золотой сосуд с ручками в виде фигурок архаров
Золотой сосуд с ручками в виде фигурок архаров
сделан из чистого золота и имеет двойные стенки, внутри которых засыпан песок. Фактически перед нами один из древних термосов. Его ручки выполнены в виде фигурок архаров.

Золотой архар (горный баран) из тайника сарматов
Золотой архар (горный баран) из тайника сарматов
Золотая гривна с заведёнными концами в виде стремительно бегущих  архаров.
Золотая гривна с заведёнными концами в виде стремительно бегущих архаров.
Золотая гривна с рифлёной поверхностью и заведёнными концами в виде фигур лежащих львов
Золотая гривна с рифлёной поверхностью и заведёнными концами в виде фигур лежащих львов
Сакральный предмет с изображением животных
Сакральный предмет с изображением животных
В переплетении угадываются фигуры двух верблюдов, волка и грифона. Характерной особенностью сарматского «звериного» стиля является своеобразная стилизация в декоративно-прикладном искусстве: фигурки животных гармонично вписываются в форму предметов и ради этого часто изображаются в неестественных позах и поворотах.
Звериный стиль в искусстве воинственных сарматов
Звериный стиль в искусстве воинственных сарматов
Портупейная пряжка с объёмной фигурой тигра
Звериный стиль в искусстве воинственных сарматов
Звериный стиль в искусстве воинственных сарматов
Ручка ножа с позолоченной фигурой льва
Звериный стиль в искусстве воинственных сарматов
Звериный стиль в искусстве воинственных сарматов
Золотой наконечник ремня в виде головы грифона
Звериный стиль в искусстве воинственных сарматов
Звериный стиль в искусстве воинственных сарматов
Украшение для узды в виде головы грифона
Изделия из драгоценных металлов – сокровище исчезнувшей культуры, сохранившееся на века и тысячелетия. Изделия из золота, которыми сарматы украшали всевозможные предметы утвари и воинские доспехи очень разнообразны.
Изделия из драгоценных металлов – сокровище исчезнувшей культуры, сохранившееся на века и тысячелетия. Изделия из золота, которыми сарматы украшали всевозможные предметы утвари и воинские доспехи очень разнообразны.
Звериные мотивы в искусстве сарматов отражают сложный духовный мир древних народов, передают их идеологию и религию.
Звериные мотивы в искусстве сарматов отражают сложный духовный мир древних народов, передают их идеологию и религию.
Золотые украшения
Золотые украшения
Нашивки в виде фигур лежащих кошачьих хищников, в виде медведей, а также со сценами терзания сайгака пантерой.
Золотые украшения
Золотые украшения
Нашивки-розетты, бусины и перстни, серьги и подвески - находки из курганных погребений сарматов. Ювелирные украшения сарматов, как и ритуальные предметы, отличаются разнообразными изображениями оленей, пантер, лошадей и грифонов. Считалось, что посредством этих украшений осуществляется связь с богами.
Золотые украшения
Золотые украшения
Золотые подвески и серебряный колчанный крюк
Медальон. Украшение и сакральный символ
Медальон. Украшение и сакральный символ
Медальоны, найденные в курганах, выполнены из золота, с инкрустацией стеклом, смальтой и минералами. Подвески изображают личины духов и плоды с семенами.
Медальон. Украшение и сакральный символ
Медальон. Украшение и сакральный символ
Медальон с инкрустацией (клуазоне) с изображением Мирового древа.
Часто вещи, что знакомы историкам по другим культурам, становятся красноречивыми рассказчиками. Вот серебряное женское зеркало, оформленное искусно, но явно не в стиле сарматов - оно, скорее всего, было захвачено кочевниками в военном походе. Зато приделанная к зеркалу золотая ручка изготовлена именно по сарматским канонам ювелирного искусства.
Часто вещи, что знакомы историкам по другим культурам, становятся красноречивыми рассказчиками. Вот серебряное женское зеркало, оформленное искусно, но явно не в стиле сарматов - оно, скорее всего, было захвачено кочевниками в военном походе. Зато приделанная к зеркалу золотая ручка изготовлена именно по сарматским канонам ювелирного искусства.
Кроме заметного отличия в стиле исполнения, разница читается также по изображениям: священная птица Авесты Варагн в окружении крылатых быков - образ, характерный для иранской культуры. Золотая же ручка украшена длинными и завитыми рогами сарматских оленей.
Кроме заметного отличия в стиле исполнения, разница читается также по изображениям: священная птица Авесты Варагн в окружении крылатых быков - образ, характерный для иранской культуры. Золотая же ручка украшена длинными и завитыми рогами сарматских оленей.
Золотая оковка для ритуальной чаши с ручкой в виде медведя
Золотая оковка для ритуальной чаши с ручкой в виде медведя
Перечитывая позже разные статьи по теме, я наткнулась на такое сравнение: значимость находок в филипповских курганах специалисты поставили на одну чашу весов с раскопками Шлимана. «Пшеничнюк и Яблонский оказались нашими Шлиманами, раскопавшими "Трою" кочевников эпохи Александра Македонского».
Сравним
Сравним "Трою" в Филипповке и "Трою" Шлимана?
Коль скоро экспонаты с раскопок Шлимана тоже находятся в музее Пушкина, то несколько фотографий я сделала и там. Интересно же сравнить, правда?
«Сокровища Трои из раскопок Шлимана»
«Сокровища Трои из раскопок Шлимана»
В этой экспозиции представлены античные шедевры, возраст которых более четырех тысяч лет. Я не фотографировала эту выставку столь же подробно, как «Золото сарматов», но несколько предметов хочу показать в этом фотоальбоме. Ведь именно наглядное сравнение позволяет лучше понять, насколько разнится художественный стиль у одних и тех же вещей, но изготовленных разными народами и найденных в разных регионах.
«Сокровища Трои из раскопок Шлимана»
«Сокровища Трои из раскопок Шлимана»
Кубок-соусник ладьевидный с двумя ручками
Кубок-соусник ладьевидный с двумя ручками
Кубок-соусник ладьевидный с двумя ручками
Этот сосуд не имеет точных аналогов среди металлической посуды эпохи бронзы. Шлиман назвал его «depas amphikypellon», позаимствовав термин из «Илиады»
Фляга с шаровидным туловом
Фляга с шаровидным туловом
Тоже не имеет аналогов среди металлических сосудов, но встречаются подобные, так называемые «сирийские фляги» из троянской керамики, которые служили для хранения духов и эссенций. Такие находили в Анатолии.
Гривны, скрученные спирально
Гривны, скрученные спирально
В большинстве древних культур гривны являлись одним из наиболее значимых символов власти. Гривны скручены спирально, вероятно, для большей компактности при подготовке клада.
Височные кольца из золота
Височные кольца из золота
Четырехдольчатые, украшенные тремя поперечными рядами полусферических шишечек, височные кольца были найдены в единственном кладе.
Большая диадема с подвесками в форме идолов.
Большая диадема с подвесками в форме идолов.
Существует гипотеза, что троянские диадемы изготовляли для украшения мегаронов (древнегреческих архаичных культовых статуй, идолов). Также, довольно значительная высота центральной части диадем предполагает, что они могли монтироваться поверх головного убора из ткани или кожи.
Подвески в форме идолов.
Подвески в форме идолов.
Украшения этого типа достаточно редки, подобные находили только в кладах Трояды (в Центральной Анатолии)

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому